21.02.08

Силовые методы не перекроют «серых» каналов

О том, что такое «серые» автодетали, какую долю на рынке страны они занимают и как ее снизить, корреспонденту «БелГазеты» рассказал начальник оперативно-организационного отдела управления организации борьбы с контрабандой Государственного таможенного комитета (ГТК) Владимир ГАРИФОВ.

- Что такое «серые» запчасти?

- Комплекс понятий. Во-первых, «серыми» называют контрафактные запчасти - те, что продаются под видом оригинальных; во-вторых, это оригинальные запчасти, ввезенные с уклонением от уплаты таможенного оформления;

в-третьих, запчасти second hand: детали для снятых с производства автомобилей можно добыть из машин, ввезенных в страну, а затем разобранных.

С контрафактом ситуация сложнее. Если такой товар проходит таможенное оформление, его нельзя задержать до обращения правообладателя с просьбой защитить его, правообладателя, права. Что касается ввоза запчастей из России, то граница открыта - нет ни таможенных органов, ни пограничных войск. Поэтому контролировать ее в полном объеме мы не в силах. Правонарушения, связанные с ввозом товаров из третьих стран, выявляются постоянно, но это рутинная работа, связанная с большим перечнем товаров, а не только с запчастями.

Существует и проблема «челночного» бизнеса. Оценить количество товара, попадающего в Беларусь под видом личного имущества, сложно. По нашим оценкам, в Брестской и Гродненской областях в «челночном» бизнесе задействовано порядка 100 тыс. человек; до недавнего времени некоторые из них умудрялись пересекать границу по три-четыре раза в сутки! Известны граждане, за 5 лет поменявшие по шестнадцать общегражданских паспортов из-за того, что закончились страницы для отметок. Такие поездки отслеживаются с нашей стороны, данные передаются налоговым органам и органам внутренних дел.

- Таможня отслеживает работу не только «челноков»?

- Да. В прошлом году таможенными органами возбуждено 17 уголовных дел по уклонению от уплаты таможенных платежей, связанных с поступлением в Беларусь транспортных средств в режиме временного ввоза, которые в установленный трехмесячный срок не уходили из нашей страны. Человек, временно ввозящий автомобиль, освобождается от уплаты таможенных платежей; за три месяца он ввозит таким же образом еще три-восемь автомобилей, после чего прекращает деятельность. По нашим оценкам, сумма неуплаченных платежей по этим делам составила Br2,5 млрд.

В марте 2007г. Ошмянской таможней возбуждено уголовное дело по признакам уклонения от уплаты таможенных платежей. Некий гражданин Литвы с сентября по ноябрь 2006г. без уплаты таможенных платежей ввез в страну восемь легковых автомобилей, уклонившись от уплаты таможенных платежей на Br77 млн. В ходе проверки установлено, что еще несколько его соотечественников ввезли 64 автомобиля, уклонившись от уплаты таможенных платежей примерно на 250 тыс. евро. Три фигуранта по делу задержаны. Эта деятельность была хорошо налажена: все автомобили были поставлены на учет в Литве за несколько дней до их отправки в Беларусь.

- Можно ли бороться с ввозом в Беларусь автомобилей по такой схеме?

- Очень трудно. Мы не можем в каждом, кто въезжает в нашу страну, видеть потенциального преступника. Если с каждого, кто ввозит машину таким образом, будем брать финансовые гарантии, к нам никто не поедет. А проблема не уйдет: граница с Россией отрыта.

- «Серые» запчасти будут поступать в Беларусь и дальше?

- В ближайшее время проблема сохранится, хотя на их пути ставим заслоны. Наибольшее количество запчастей - контрафактные. На сегодняшний день с этим видом нарушений борются только органы внутренних дел. По предложению ГТК в этом году может появиться законопроект, согласно которому таможенные органы получат право на составление административных протоколов за нарушение авторских и смежных прав, а также права на объекты промышленной собственности. Но лишь запретительными нормами решить экономическую проблему невозможно. Существуют силовая и экономическая системы борьбы с таким видом деятельности.

- Какие барьеры поставлены государством на пути «серых» схем?

- В конце года вступил в силу указ N503, ограничивший нормы ввоза товара одним лицом. Определенные трудности для «челноков» создало расширение стран Шенгенской зоны. Комплекс мер разработан в 2007г. рядом министерств и ведомств - Минэкономики, Минфином, Комитетом по науке и технологиям и пр. Но основной упор надо все же делать не на силовые методы, хотя профилактический эффект от такой работы есть. Возьмите, к примеру, рынок мобильных телефонов: после ряда мер процент легально ввезенных в 2007г. телефонов увеличился на 71%.

- Можно ли говорить об эффекте борьбы с «серыми» запчастями, если автомобильные импортеры убеждены: на сегодняшний день их объем составляет около 80%?

- Таможенные органы оценивают объемы запчастей, ввозимых без таможенного оформления, в 40-50% от общих объемов рынка. В ценовом выражении это около $100-150 млн. в год. Мы не можем учитывать контрафакт - запчасти, ввезенные через таможенную границу официально с уплатой всех таможенных платежей, но не являющиеся оригинальными. По оценкам других госорганов, общий объем «серых» деталей составляет около 80%. На наш взгляд, не очень хорошо то, что субъекты хозяйствования, действующие на рынке запчастей, оценивают объем «серого» рынка цифрами, названными официальными органами. Нам бы хотелось услышать независимую оценку, и, конечно же, мы надеемся на инициативу и помощь легальных операторов рынка.

- За счет чего будет снижаться количество «серых» запчастей?

- За счет создания равных условий работы для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Определенный шаг на этом пути сделан после появления указа президента N760 от 29.12.2006г. в части вывода некоторых товаров из ассортимента, которым позволено торговать ИП. Ожидаем отдачи и от указа N685 от 29.12.2007г. «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности».

- Как предпринятые меры повлияют на рынок «серых» запчастей?

- Положительно. Мы выявляем нарушение таможенного законодательства на границе и внутри страны, надеясь, что работа сыграет профилактическую роль. В 2007г. составлено 943 административных протокола по фактам ввоза автомобилей для запчастей; общая стоимость изъятых товаров составила около Br11 млрд. Нарушители еще не попали под действие уголовного законодательства, но уже лишены товара.

- Связываете ли вы подорожание запчастей с барьерами, выставленными на пути «серых» схем?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести глубинный анализ, что не входит в компетенцию ГТК. Могу лишь предположить, что частично подорожание товара связано с ростом курса евро. А значит, цены растут и на запчасти, поставляемые легально.

- Как изменится рынок «серых» запчастей в ближайшем будущем?

- Нельзя сказать, что силовые методы перекроют «серые» каналы. Но тенденции рынка и таможенного оформления товаров, попадающих в наше поле зрения, свидетельствуют о росте легально ввезенных товаров. Выбивается экономическая основа ввоза запчастей с использованием «серых» схем, в которых были задействованы плательщики единого налога. Как только операторы начнут играть по одним правилам, «серый» рынок, связанный с товарами, не прошедшими таможенное оформление, будет сведен к минимуму. А вот объем контрафакта будет только увеличиваться: запчасти сегодня подделывают везде, в т.ч. в Европе.

БелГазета;