09.09.05

Самые дорогие торговые центры Москвы по аренде площадей

В последние пять лет самым динамично развивающимся сегментом рынка коммерческой недвижимости в Москве считается сегмент торговых площадей.
По данным компании Knight Frank, объем российского рынка торговой недвижимости в 2004 г. составил 200 млрд. долл., при этом его рост по итогам года составил 30% в долларовом эквиваленте. За ушедший год прирост торговых площадей в торговых центрах составил более 400 тыс. кв. м, что на 33 % больше, чем в 2003 году, благодаря чему совокупный объем торговых помещений в столице достиг 1,5 млн. кв. метров. Однако, количество торговых площадей на душу населения даже в Москве (не говоря уже о провинции) существенно отстает от крупных городов Европы. Как отметили в офисе компании по управлению недвижимостью Стайлз энд Рябокобылко , средний показатель для Европы - 185,4 кв. метров торговых площадей на тысячу жителей, в то время как на тысячу жителей Москвы приходится лишь 71 кв. метр.
Несомненно, развитие рынка торговой недвижимости напрямую зависит от макроэкономических показателей страны: от роста доходов населения, покупательской способности, что, в свою очередь, влечет за собой увеличение объемов розничной торговли. По данным Госкомстата РФ оборот розничной торговли в России составил 5 трлн 565,5 млрд рублей, это на 12,1 % больше, чем в 2003 году, в том числе розничный товарооборот в Москве увеличился на 8,3% и составил 1,4 трлн. рублей. Доля Москвы в общем объеме розничного товарооборота России составила около 25%. Первые торговые центры начали появляться в Москве в конце 90-х годов, и на сегодняшний день, по некоторым оценкам, в Москве уже около 600 организованных торговых площадок. Как рассказала в интервью РБК.Рейтинг руководитель направления коммерческой недвижимости ЗАО "Корпорация МИАН" Эльза Талипова, сегодня по рынку насчитывается порядка 100 действующих торговых центров, около 15-20 центров крупных западных операторов, и порядка 30 строящихся торговых центров. Остальная часть торговых площадок к полноценным торговым центрам не имеет отношения.
Что касается правильной организации и разработки концепции ТЦ, можно отметить, что очень малое количество предложений отличается правильным и грамотно разработанным концептуальным подходом к строительству и организации ТЦ. Имеются в виду такие аспекты, как месторасположение, планировки, деление площадей по арендаторам, организация потоков покупателей, а именно все те принципы, принятые на западе, которые у нас если и соблюдаются, то только частично и не везде , - утверждает эксперт. В целом специалисты отмечают позитивную тенденцию: большинство новых проектов - это современные, грамотно спроектированные, профессионально управляемые центры. В скором времени, с увеличением объема торговых площадей, который прогнозируется игроками рынка в недалеком будущем, настанет время жесткой конкурентной борьбы между торговыми центрами, сопровождающейся вытеснением с рынка слабых объектов, спроектированных с нарушением правил организации ТЦ, в результате чего многие торговые площадки столкнуться с вопросом реконцепции, т.е. перестройки и перепозиционирования объектов. Несмотря на то, что спрос в этом сегменте коммерческой недвижимости превышает предложение, в 2004 году наблюдалось снижение средней арендной ставки в торговых центрах на 3%, и в ушедшем году она составила 900-1300 $ за кв.м. в год.
По словам специалистов компании Knight Frank, в 2005 году средняя арендная ставка на помещение в торговых центрах составит 1200 $ за кв.м. в год. Наибольшим интересом у арендаторов традиционно будут пользоваться те торговые центры, в которых наблюдается наибольший людской поток, что, в свою очередь, может обеспечить только грамотная концепция торгового центра. По словам аналитика отдела исследований Стайлз энд Рябокобылко Анастасии Довченко, спрос на торговые помещения в качественных торговых центрах довольно высок, и занятость площадей в хороших проектах составляет 98 - 100%. По прогнозу экспертов, в 2005 году спрос на качественные торговые площади останется высоким и уровень свободных площадей в торговых центрах будет не более 5%, а ожидаемый объем качественных торговых площадей к концу 2005 года составит порядка 1,9 млн. кв. метров. Пока рынок торговой недвижимости еще очень далек от насыщения. Мы отстаем от западных нормативов по количеству торговых квадратных метров на человека на десятки лет. Так что активное развитие этого рынка можно ожидать еще в течение длительного периода времени ,- отметила Э.Талипова.

www.arendator.ru