20.09.05
Процессы, которые отмечались тогда, имеют место и сегодня, считает Сергиенко. По его словам, Российский топливный союз вносил предложение в правительство урегулировать сложившуюся ситуацию, но так как к концу года она несколько стабилизировалась и острота обсуждения снизилась, предложения остались нереализованными. "Увы, мировая конъюнктура цен на нефть стала развиваться по тому же сценарию, что и в 2004, что и сказалось на ценообразовании на топливном рынке России, - констатировал Сергиенко. - Теперь дискуссия возобновилась: как повлиять на политику ценообразования в России?" По словам главы Российского топливного Союза, наиболее рациональными остаются предложения изменить налогообложение в сфере топливного рынка; в частности, обсуждается идея отрыва расчета налога на добычу полезных ископаемых от внешней цены на нефть, так как эта взаимосвязь в определенной степени является причиной роста цены на нефть на внутреннем рынке.
"Но это не главное, - подчеркнул Сергиенко. - Дело в том, что наша системa нефтедобычи и нефтепереработки в высокой степени монополизирована. Это существенная проблема, которая влияет на ситуацию с ценами, и решения я пока не вижу". По словам главы РТС, законопроект, внесенный ФАС России в Госдуму достаточно радикален и вряд ли будет принят в таком виде, и даже принятый закон не обязательно будет действовать так, как задумали его разработчики. "Для демонополизации рынка нужно сделать очень многое, и движущей силой в этом процессе должна стать конкуренция, - подчеркнул Сергиенко. - Если не будет сделано никаких шагов, то настроения в пользу национализации, государственному регулированию, будут возрастать, так как потребители острее всего ощущают на себе колебания рынка. Но государственное регулирование цен - значительный шаг назад. Если мы идем по мировому пути рыночной экономики, то должны играть по мировым правилам". Существенные недостатки есть и в самой отрасли нефтедобычи и нефтепереработки. В России добывается почти 460 млн тонн нефти в год, из них в стране остается и перерабатывается менее 50% - около 200 млн. тонн.
Такие низкие темпы нефтепереработки, по словам Григория Сергиенко, сдерживаются отсталой автомобильной отраслью, из-за того, что около 60% автопарка отечественного производства способны работать на бензине самого низкого качества, лишь 30% автопарка может работать на бензине класса "евро-3", при том, что с 2005 года Европа уже перешла на "евро-4". "Известно, что гораздо эффективнее экспортировать нефтепродукты, в не сырую нефть, но мы не можем делать это в достаточных объемах, так как не производим нефтепродукты, которые были бы востребованы в Европе, за исключением дизельного топлива, - пояснил Сергиенко. - Эта проблема, связанная с модернизацией переработки, также оказывает давящее воздействие на ценообразование". Что же касается собственно цен на бензин, то, по данным главы РТС, по Москве и области на сегодняшний день оптовые цены в среднем увеличились на 5,5%, а розничные цены - на 18,5%.
Правда, на внешнем рынке цены стабилизировались, и даже есть тенденция к снижению, что, по мнению Григория Сергиенко, должно в конце концов повлиять и на ситуацию на российском внутреннем рынке. Существует ли предел роста цен на бензин? По мнению Григория Сергиенко, установить какие-либо границы здесь невозможно. Так как "для Москвы и 25 рублей за 92-й бензин может быть нормальной ценой, - подчеркнул он. - А для глубинки она будет неподъемной. Для московского покупателя около 18 рублей - это, в целом, нормально. Но в любом случае, предел зависит от общественного мнения". По прогнозу Сергиенко, с 1 октября должна наступить стабилизация; по Москве цены, вероятно, еще немного повысятся, так как оптовые цены продолжают расти, но этот рост до конца года составит 20-30 копеек. Существующие тенденции сохранятся, если до конца года не будет предпринято каких-либо радикальных шагов, особенно в том, что касается налогообложения, заключил глава РТС. Но следует понимать, что для изменения налогообложения понадобятся изменения законодательства, так как чисто административные меры в условиях рыночной экономики оказываются, как правило, неэффективными.
ИА REGNUM
Рост цен на бензин в России повторяет ситуацию 2004 года
16 сентября в Москве состоялась пресс-конференция исполнительного директора Российского топливного Союза и Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко на тему "Когда остановится рост цен на бензин в России? Что будет в октябре? Особенности Московского региона". Анализируя ситуацию, Григорий Сергиенко отметил, что значительное подорожание бензина во многом повторяет ситуацию, которая наблюдалась в 2004 году, с той разницей, что в 2005 году ценовой уровень несколько выше.Процессы, которые отмечались тогда, имеют место и сегодня, считает Сергиенко. По его словам, Российский топливный союз вносил предложение в правительство урегулировать сложившуюся ситуацию, но так как к концу года она несколько стабилизировалась и острота обсуждения снизилась, предложения остались нереализованными. "Увы, мировая конъюнктура цен на нефть стала развиваться по тому же сценарию, что и в 2004, что и сказалось на ценообразовании на топливном рынке России, - констатировал Сергиенко. - Теперь дискуссия возобновилась: как повлиять на политику ценообразования в России?" По словам главы Российского топливного Союза, наиболее рациональными остаются предложения изменить налогообложение в сфере топливного рынка; в частности, обсуждается идея отрыва расчета налога на добычу полезных ископаемых от внешней цены на нефть, так как эта взаимосвязь в определенной степени является причиной роста цены на нефть на внутреннем рынке.
"Но это не главное, - подчеркнул Сергиенко. - Дело в том, что наша системa нефтедобычи и нефтепереработки в высокой степени монополизирована. Это существенная проблема, которая влияет на ситуацию с ценами, и решения я пока не вижу". По словам главы РТС, законопроект, внесенный ФАС России в Госдуму достаточно радикален и вряд ли будет принят в таком виде, и даже принятый закон не обязательно будет действовать так, как задумали его разработчики. "Для демонополизации рынка нужно сделать очень многое, и движущей силой в этом процессе должна стать конкуренция, - подчеркнул Сергиенко. - Если не будет сделано никаких шагов, то настроения в пользу национализации, государственному регулированию, будут возрастать, так как потребители острее всего ощущают на себе колебания рынка. Но государственное регулирование цен - значительный шаг назад. Если мы идем по мировому пути рыночной экономики, то должны играть по мировым правилам". Существенные недостатки есть и в самой отрасли нефтедобычи и нефтепереработки. В России добывается почти 460 млн тонн нефти в год, из них в стране остается и перерабатывается менее 50% - около 200 млн. тонн.
Такие низкие темпы нефтепереработки, по словам Григория Сергиенко, сдерживаются отсталой автомобильной отраслью, из-за того, что около 60% автопарка отечественного производства способны работать на бензине самого низкого качества, лишь 30% автопарка может работать на бензине класса "евро-3", при том, что с 2005 года Европа уже перешла на "евро-4". "Известно, что гораздо эффективнее экспортировать нефтепродукты, в не сырую нефть, но мы не можем делать это в достаточных объемах, так как не производим нефтепродукты, которые были бы востребованы в Европе, за исключением дизельного топлива, - пояснил Сергиенко. - Эта проблема, связанная с модернизацией переработки, также оказывает давящее воздействие на ценообразование". Что же касается собственно цен на бензин, то, по данным главы РТС, по Москве и области на сегодняшний день оптовые цены в среднем увеличились на 5,5%, а розничные цены - на 18,5%.
Правда, на внешнем рынке цены стабилизировались, и даже есть тенденция к снижению, что, по мнению Григория Сергиенко, должно в конце концов повлиять и на ситуацию на российском внутреннем рынке. Существует ли предел роста цен на бензин? По мнению Григория Сергиенко, установить какие-либо границы здесь невозможно. Так как "для Москвы и 25 рублей за 92-й бензин может быть нормальной ценой, - подчеркнул он. - А для глубинки она будет неподъемной. Для московского покупателя около 18 рублей - это, в целом, нормально. Но в любом случае, предел зависит от общественного мнения". По прогнозу Сергиенко, с 1 октября должна наступить стабилизация; по Москве цены, вероятно, еще немного повысятся, так как оптовые цены продолжают расти, но этот рост до конца года составит 20-30 копеек. Существующие тенденции сохранятся, если до конца года не будет предпринято каких-либо радикальных шагов, особенно в том, что касается налогообложения, заключил глава РТС. Но следует понимать, что для изменения налогообложения понадобятся изменения законодательства, так как чисто административные меры в условиях рыночной экономики оказываются, как правило, неэффективными.
ИА REGNUM