20.11.08

Оптимизировать потоки

Даниил Буевич, руководитель отдела оперирования парком фитинговых платформ ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы»

– Сегодня крупные операторские компании стараются максимально объединить свои контейнерные перевозки. Они составляют ускоренные маршрутные поезда. ОАО «РЖД» это даёт экономию инфраструктурного ресурса, когда на одном и том же километраже можно перевезти больше грузов, чем при работе сборными поездами.

В то же время в организации маршрутных поездов существуют и определённые проблемы, связанные с согласованием «ниток» графиков, технических возможностей станций. Эти технологические проблемы ограничивают беспрепятственное развитие этого прогрессивного вида перевозок.

Следует отметить и негативную роль мирового финансового кризиса в развитии маршрутизации. Ещё в начале 2008 года российские операторы планировали внедрение многих проектов по организации новых направлений к концу текущего или началу следующего года. Сейчас же, в условиях спада перевозок, уже трудно прогнозировать, насколько энергично будет развиваться данный сервис.

Понятно, что в сложной экономической и финансовой обстановке все будут стремиться сокращать свои затраты, в том числе и по организации новых маршрутов. Но масштабы этой оптимизации пока точно спрогнозировать сложно. Поэтому сказать, как будет происходить маршрутизация контейнерных перевозок после Нового года, пока тоже трудно. С другой стороны, увеличение объёмов контейнерных перевозок означает укрупнение грузопотоков, что в свою очередь создаёт предпосылки для дальнейшей их маршрутизации.

При этом требования к компании-оператору, стремящемуся организовать маршрут, остаются прежними – наличие достаточного парка подвижного состава, гарантированный грузопоток, наработанные технологии по организации таких отправок. Ключевые параметры таких технологий связаны, с одной стороны, с согласованием с ОАО «РЖД» обработки поездов по определённым станциям и, с другой – с гарантией наличия груза в определённое время в определённом месте.

Много срывов происходит по той причине, что при формировании маршрута не хватает буквально нескольких контейнеров и поезд вынужден простаивать, теряя своё основное преимущество – сокращение времени доставки груза. К причинам затруднений операторских компаний по организации ускоренных маршрутных перевозок можно также отнести и тот факт, что ОАО «РЖД» порой отдаёт предпочтение своим дочерним компаниям.

Между тем уже сейчас существует достаточно много грузопотоков, которые можно объединять в маршруты. Основными направлениями являются те, по которым осуществляются устойчивые масштабные экспортно-импортные перевозки. Например, достаточно хорошо развиваются перевозки металлов, экспорт бумаги из таких городов, как Котлас, Балахна, Кондопога, а также поставки через Дальний Восток машинокомплектов на наши автосборочные предприятия.

Развитию маршрутных поездов могло бы способствовать введение тарифных преференций, которые сейчас действуют только в случае внутренних перевозок или доставок через порты. Сухопутные погранпереходы преференций не имеют. Хотелось бы, чтобы льготные тарифы распространялись и на экспортно-импортные перевозки через сухопутные погранпереходы.

«Гудок», 20.11.2008