«ГосЛог» без рельсов: времени все меньше
Железная дорога выпадает из контура цифровизации отрасли. Об этом накануне на 23-й Международной конференции РЖД-Партнера «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» говорила действительный член Российской академии транспорта, генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика», д. т. н. Алевтина Кириллова.
1 марта 2026 года будет запущен официальный реестр участников транспортно-экспедиционной деятельности. Вести его будет Министерство транспорта России на платформе «ГосЛог». Все действующие перевозчики обязаны подать уведомление для внесения в реестр через портал на Госуслугах в течение 60 дней с даты запуска «ГосЛога». Ведение деятельности возможно только после включения сведений в реестр. Иными словами, отсутствие в реестре лишит перевозчика права оказывать услуги. С 1 сентября 2026 года электронные перевозочные документы станут обязательными для всех грузоперевозок.
Как отметила А. Кириллова, железнодорожная отрасль пока не интегрирована в нормативную базу будущей платформы.
«Пока не увидела в нормативных документах, в проектах, которые вышли, железной дороги. Там ее нет. Там только автотранспорт», – уточнила она.
Отсутствие отрасли в новой цифровой архитектуре вызывает вопросы: железная дорога остается ключевым звеном грузоперевозок, но рискует оказаться «невидимой» в государственном учете и регулировании. Понятно, что государство про нее не забудет, однако времени на подготовку и перестройку своих процессов у операторов и экспедиторов, компаний, специализирующих на ж/д перевозках, все меньше.
«Кто не войдет [в реестр], не сможет оперировать на рынке. [Уже сейчас] мы должны иметь исходную базу для продажи коммерческого продукта и коммерческой ставки.
Если железнодорожная отрасль вдруг останется вне «ГосЛога», она потеряет цифровую основу для собственной коммерческой деятельности.
Отрасль готова выйти с инициативой на правительственный уровень, чтобы обеспечить прозрачность, доступность данных и равные условия для всех участников рынка.