Зерновая логистика
За последние годы Россия существенно увеличила объемы производства зерна и его экспортных отгрузок. Более того, в 2017/18 сельскохозяйственном году наша страна подтвердила свой статус одного из крупнейших поставщиков пшеницы на мировом рынке. Однако вопрос о положительном или отрицательном влиянии на отечественный рынок высокого урожая зерновых продолжает оставаться актуальным.
Известно, что при существенном увеличении предложений по зерну в России внутренние цены, особенно в отдаленных от экспортных пунктов регионах, резко снижаются. В этом случае лишь уровень развития логистической системы и конкурентная стоимость доставки позволяют не только обеспечивать необходимый объем экспортных отгрузок, но и поддерживать цены на внутреннем рынке. По мнению многих экспертов, степень развития транспортной инфраструктуры и в дальнейшем останется определяющим фактором для экспортных возможностей России.
РЕКОРДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
В 2017/18 сельскохозяйственном году было отмечено несколько достижений: удалось получить абсолютные значения по урожайности зерновых, объемам урожая и экспорта. В первом случае средние показатели только за последний год выросли на 15%, а за прошедшие 10 лет — в 1,5 раза. Кроме того, в прошлом году было собрано, по официальным данным, более 134 млн т зерна, что оказалось на 12% больше, чем в 2016/17 году. Результаты также показали, что за 10 лет наша страна нарастила объемы урожая зерновых культур более чем в 1,5 раза. Во многом благодаря этому достижению увеличился экспорт данной продукции. По сведениям Министерства сельского хозяйства РФ, в 2017/18 сельскохозяйственном году Россия поставила почти 53 млн т зерновых, что оказалось на 50% больше, чем в предыдущем сезоне. Более того, в прошлом сельхозгоду наша страна отгрузила на экспорт около 40 млн т пшеницы, что составляет 22% от объема мировых поставок. Таким образом, в результате рекордного урожая, существенно превосходящего запасы зерна, а также стимулирования экспорта путем внедрения системы субсидий на железнодорожные перевозки зерновых в направлении портов, Россия в прошлом сезоне вновь стала крупнейшим поставщиком пшеницы на мировой рынок.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЗЕРНА
Значительные экспортные показатели стали возможны благодаря напряженной работе транспортно-логистической системы, включающей, в том числе, морские порты и железнодорожные перевозки. По данным компании «Русагротранс», в сезоне 2017/18 года практически все порты России, через которые осуществлялись отгрузки зерна на экспорт, продемонстрировали рекордные объемы перевалки — более 50,6 млн т в совокупности, в то время как в 2016/17 сельхозгоду этот показатель равнялся 32,7 млн т. По оценкам специалистов данного инфраструктурного оператора, общая мощность зерновых портовых терминалов сейчас составляет 55 млн т, хотя еще 10 лет назад она равнялась примерно 16 млн т. В течение следующих пяти лет этот показатель может увеличиться минимум на 30 млн т за счет проектов, реализуемых в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.
В прошедшем году высокие результаты работы продемонстрировала, в том числе, железнодорожная отрасль, которая помогла обеспечить рекордные экспортные отгрузки. Так, в сезоне 2017/18 года посредством данного типа транспорта было перевезено почти 30 млн т зерна, хотя в предыдущие периоды среднегодовой объем поставок этой продукции составлял около 21–22 млн т с учетом существенных отгрузок для обеспечения внутреннего потребления. В прошлом же году основная масса экспортного грузопотока, движущегося в направлении морских портов, перевозилась именно железнодорожным транспортом. Существенное увеличение нагрузки на железнодорожную систему наблюдалось во второй половине сельскохозяйственного года, когда начали действовать субсидии на перевозку зерновых из различных регионов в направлении портов. Если в первой половине сезона, то есть с июля по декабрь 2017 года, месячные объемы погрузки зерна железнодорожным транспортом превышали средние пятилетние значения лишь на 15%, то во второй половине года данный показатель достиг 50%. По информации компании «Русагротранс», благодаря субсидированию стоимости железнодорожных перевозок все регионы России, за исключением южных субъектов, в прошлом сезоне установили рекорды в отгрузке зерна на экспорт. Так, из Поволжья удалось поставить 4,5 млн т этой продукции, что оказалось в 3,4 раза больше, чем в предыдущем сельхозгоду, Центрального Черноземья — 6,1 млн т, или в два раза больше, из Сибири — 1,2 млн т, то есть поставки из данного региона увеличились в шесть раз, а с Урала — 642 тыс. т, в результате чего объем отгрузки вырос в четыре раза. Во второй половине сезона преобладали поставки из Поволжья и Центрального Черноземья, благодаря чему их доля выросла до 37% по каждому региону, в то время как в 2016/17 сельхозгоду данный показатель составлял 21 и 26% соответственно.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА
Влияние уровня развития логистической системы и стоимости транспортировки наиболее полно прослеживается при рассмотрении динамики цен на зерно в отдаленных регионах страны. По данным компании «СовЭкон», в первой половине 2017/18 сельскохозяйственного года внутренние цены на продовольственную пшеницу в Сибири и на Урале снижались под давлением большого урожая и высоких транспортных затрат. Однако во второй половине сезона вследствие имплементации механизма субсидирования расходов на доставку зерна по железной дороге в направлении портов внутренние цены показали стремительное укрепление. В южных регионах они оказались менее подвержены изменениям.
Согласно оценкам различных экспертов, в перспективе Россия продолжит наращивать объемы производства и экспорта зерновых культур. Так, долгосрочный прогноз Министерства сельского хозяйства США, основанный на исторических данных предыдущих периодов и опубликованный в феврале 2018 года, свидетельствует о том, что к 2027 году среднегодовые производственные показатели России по зерновым увеличатся до 120 млн т, а экспортные — до 50 млн т, что с учетом достижений прошлого сезона уже кажется несколько скромной и недооцененной перспективой. Таким образом, тенденция дальнейшего наращивания урожая и экспортных отгрузок зерна из России является уже вполне общепринятой в аграрной отрасли. Однако реализация подобных планов невозможна без развития транспортно-логистической инфраструктуры. Несмотря на рекордные показатели 2017/18 сельскохозяйственного года, в данном секторе по-прежнему сохраняется ряд проблем. Среди них — становление портовой сферы, необходимость реновации специализированного речного флота типа «река — море», а также модернизация систем хранения и перевозки зерна. В этом направлении внедрение транспортных субсидий может стать только первым этапом в сложном и трудном процессе формирования эффективной и конкурентной логистики.