26.06.07

Ценный груз

Перевозчикам не обойтись без услуг страховых компаний

Практически в каждой сделке с товарами требуется транспортировка грузов. И для каждой такой транспортировки компании предпочитают застраховать перевозку своего груза от любых потерь. При заключении договоров по страхованию грузов используются так называемые оговорки, условия заключения договоров. Эксперты уверены, что у этого рынка большой потенциал. С подробностями -- корреспондент "Ъ-Страхования" МАРИЯ ШЕВЧЕНКО.

"Страхование груза -- наиболее удобная форма гарантии в случае повреждения или утраты товаров в результате различных происшествий и обстоятельств, -- говорит директор по операционной деятельности алкогольного направления компании "Веда" Владимир Ворохобин. -- Сегодня все эти операции необходимы, поскольку любые грузоперевозки и перемещения товара связаны с теми или иными материальными потерями для компании". В результате производители и импортеры стремятся обезопасить себя и снизить максимально возможные потери от такой транспортировки.

"Страхование груза включает в себя страхование транспортировки продукции от завода до дистрибьютера (непосредственного покупателя), -- говорит менеджер по страхованию ОАО "Пивоваренная компания 'Балтика'" Сергей Караузов и поясняет: -- В основном наша компания страхует экспортные перевозки готовой продукции и импорт оборудования для пивоварения (в зависимости от условий контрактов)". Процедура страхования грузов довольно своеобразна. Процесс погрузки товара, как правило, не страхуется, и только при определенных категориях покрытия страховщики возмещают ущерб от кражи и повреждения товара при погрузке и разгрузке. А вот погрузка и разгрузка продукции, которые будут совершаться в ходе транспортировки груза к месту назначения, входят в условия страхового покрытия. Страховая защита груза включается с началом перевозки застрахованной продукции. Это тот момент времени, когда грузы погружены в месте отправления на средство транспорта, например на грузовик или судно.

Особый интерес представляет определение страховой стоимости. В страховании транспортируемых грузов нет установленного тарифа. "При формировании такого тарифа учитываются номенклатура груза, выбранное страховое покрытие, условия перевозки, долгосрочность отношений со страховщиком, заявленные объемы перевозок, а также статистика убытков страхователя", -- рассказывает Владимир Ворохобин. Обычно страховая стоимость складывается из общей торговой стоимости, затрат на страхование, затрат, возникающих до приема грузов заказчиком, а также уплаченного фрахта (суммы, которую следует уплатить по договору перевозки без учета результата транспортировки).

Страхование в грузовых перевозках можно разделить на несколько частей, главная из которых -- страхование непосредственно груза. Оно создает условия гарантии компенсации финансовых убытков, которые возникают в процессе транспортировки -- в результате хищения или повреждения продукта. Второе направление -- это страхование ответственности автоперевозчика для защиты его от возможных рисков при выполнении им своих обязательств. В большинстве случаев, если нет необходимости прописывать и индивидуально фиксировать в договоре поставки все детали, вроде товарооборота между продавцом и покупателем, упаковки, изготовления документов, фрахта, несения затрат и рисков в страховании, партнеры по сделке для простоты применяют договорную формулу, которая является стандартной для современной торговой практики. Это так называемая оговорка о поставке, или Trade Term.

Оговорки бывают различных видов, и от них зависят условия страхования груза. Чаще всего используются оговорки о поставке, входящие в Инкотермс: EXW, FOB, CIF и CIP. "Кто и что именно страхует, определяется чаще всего по Инкотермс, где очень конкретно описаны обязанности как продавца, так и покупателя. При этом по желанию любой из сторон груз может быть застрахован дополнительно", -- говорят в группе компаний "Евросервис".

По оговорке EXW риск переходит с продавца на покупателя после изготовления товара на заводе. В таком случае продавец, в общем-то, не заинтересован в страховании грузов, ведь покупатель уже взял риск на себя. А вот по оговорке FOB риск обычно переходит с пересечением грузами леерного ограждения судна в порту отгрузки. Таким образом, продавец должен нести риск во время предварительной транспортировки и возможного хранения в порту отгрузки.

Определения страховой защиты содержат только оговорки о поставке CIF и CIP. Продавец должен за свой счет заключить передаваемый полис страхования транспортировки грузов в размере стоимости товара плюс 10% (ожидаемая прибыль). Как правило, по CIF объем страхового покрытия должен соответствовать так называемому покрытию all risks. По CIP покупателю и продавцу следует согласовать объем покрытия страхования на транспорте. Если договоренности нет, продавцу придется покрыть только обычные, принятые в торговле риски страхования на транспорте, которые зависят от вида и восприимчивости грузов.

"Некоторые компании страхуют железнодорожные перевозки, например от потери веса или качества. Это становится обязательным условием в случае, если груз является залогом по кредиту. На практике же, как правило, используются комбинированные страховки -- морская плюс железнодорожная", -- рассказывает начальник отдела внешнеэкономической деятельности и биржевых операций группы компаний "Евросервис" Анна Павлова.

Кроме формы оговорок существует несколько форм покрытия страховки грузов. Полное страхование от всех рисков -- это форма покрытия А, так называемые all risks. Она рекомендуется для проблемных грузов (например, автомобили) и тех, которые подвержены риску кражи (потребительские товары). Форма покрытия В применяется при природных катаклизмах, таких как пожар, кораблекрушение, столкновение с айсбергом, землетрясение, извержение вулкана. Названные страхуемые риски показывают, что эту форму покрытия можно рекомендовать только для определенных грузов, восприимчивых к сырости, и некоторых транспортных путей. "Несколько лет назад у нас промок груз на судне от Сюкдена. Сюкден помог нам с оформлением документов, и в течение шести месяцев мы получили компенсацию. Но на этом наши проблемы не закончились: груз был подмочен морской водой, и российские заводы отказались его принимать, а СЭС заявила, что утилизация сырца, то есть закапывание его в землю, приведет к экологической катастрофе. Однако несколько болгарских компаний высказали желание купить подмоченный сырец, который и был туда направлен, где его благополучно переработали на местных сахарных заводах. Чем отличаются болгарские заводы от российских, непонятно до сих пор", -- рассказали в группе компаний "Евросервис".

По форме покрытия С страхуется только ряд "природных" рисков. Эта ограниченная страховая защита используется прежде всего по желанию страхователя, когда предусмотрено, что экспортер или импортер должен получить страховую защиту в своей стране. Поэтому существует немного грузов, для которых страхование по форме С будет достаточным, в частности сырая руда.

Если говорить о перспективах данного сегмента рынка, то они безусловно есть. "Россия -- это страна, через которую проходит много транзитных грузов, особенно железнодорожным транспортом. Также увеличивается товарооборот как между регионами России, так и между Россией и ее международными партнерами. Как лидер рынка, мы стремимся к самострахованию, чтобы дополнительными расходами не увеличивать стоимость продукции", -- говорит господин Караузов.

Коммерсантъ в Санкт-Петербурге; 26.06.07