Цена солидарности
Мы стоим у истоков очередной кампании по повороту финансовых рек в области таможенного дела. Федеральная таможенная служба предпринимает очередную попытку перераспределения ролей при уплате таможенных платежей, обязав таможенного брокера принять солидарную ответственность за их уплату.
В настоящее время сообщество таможенных брокеров , юридически оформивших свои отношения с государством, внесенных в соответствующий Реестр и получивших Свидетельство ФТС РФ, насчитывает более 400 организаций. Как правило, это законопослушные организации, внесшие обеспечение в размере 50 миллионов рублей. Они платят налоги и продвигают технологии, связанные с таможенным оформлением и декларированием товаров. Крупные компании принимают участие в развитии инфраструктуры таможенных органов, а также занимаются благотворительностью.
В основном, это организации с большим опытом работы в околотаможенном бизнесе, адекватно оценивающие все риски, связанные с таможенным оформлением. Для большинства брокеров времена "серых схем" давно прошли - ни одна из них не даст экономического эффекта, сравнимого с затратами, связанными с включением в Реестр таможенных брокеров. Более того, в околотаможенном бизнесе ценится "доброе имя", долгосроч-ность работы и порядочность. Так что брокерские декларации, как правило, - это территория, свободная от криминала.
Долго и безуспешно пытаясь отыскать компромисс между Киотской конвенцией, желанием вступить в ВТО и приумножить поступление платежей в бюджет, законодатели изначально никакого подвоха для брокеров в Таможенный Кодекс не привнесли. Более того, приятно порадовала новация о действии таможенного брокера не от своего имени, как в "старом" кодексе, а от имени и по поручению декларанта. Такая правовая оценка адекватно отражает фактически сложившиеся отношения между брокером и декларантом.
Заключаемый таможенным брокером с декларантом гражданско-правовой договор поручительства не создает для таможенного брокера обязательств перед государством по уплате таможенных платежей в отношении перемещаемых декларантом товаров и транспортных средств, следовательно, и не включает таможенного брокера в качестве дополнительного должника в обязательство декларанта по уплате таможенных платежей.
Но таможенные органы уже пожалели о том, что в спешке принятия нового Таможенного Кодекса сложилась ситуация, когда вожделенные 50 миллионов обеспечения деятельности таможенных брокеров лежат без движения, в то время как таможенные органы, сбившись с ног, разыскивают декларантов-неплательщиков. Гораздо удобнее автоматически "сдернуть" доначисленные платежи с обеспечения таможенного брокера. И пусть он декларанта разыскивает сам.
Введение солидарной ответственности таможенных брокеров за уплату таможенных платежей показалось оптимальным выходом, и таможенные органы внесли предложения о поправках в Таможенный Кодекс, посчитав, что административная ответственность, которую таможенный брокер несет за заявление недостоверных сведений, слишком малая плата за удовольствие быть брокером. Тем более что у брокера достаточно прав для проведения предварительного досмотра, запроса дополнительных документов и сведений у декларанта, обращения за консультацией в таможенный орган. При этом не принимается во внимание, что, например, товары, приходящие в порт в контейнерах, практически нереально досмотреть предварительно, что консультации таможенного органа не заменят предварительного классификационного решения. Но в этих случаях у брокера есть, по крайней мере, шанс разобраться в том, что он декларирует.
А вот с определением таможенной стоимости все не так однозначно. Постоянно растущие уровни рисков могут не только поставить под сомнение таможенную стоимость любого импортера с безупречной репутацией, но и откорректировать до уровня риска. То, что таможенный брокер, в отличие от таможни, не может провести выездную проверку клиента, проверить наличие у него взаимосвязи с поставщиком, запросить таможенные службы иностранных государств или проверить базу данных ГТД по идентичным товарам, никого не волнует. Все, что вправе сделать брокер - это запросить клиента. И тот подтвердит, что цена настоящая. Таможня это быстро оформит (так как есть показатели, за которые спрашивают), а потом, спустя несколько месяцев (а для целей таможенного контроля кодексом отведен целый год), придут к брокеру и спишут недоимку в безакцептном порядке с 50 миллионов. И хотя таможня - силовое ведомство с правом проведения оперативных и следственных мероприятий, но ведь прийти и взять гораздо проще, чем бегать за импортером, пытаясь отыскать его активы. Брокеру же посоветуют самим поискать импортера или обратиться в суд, чтобы эту доплату платежей с него взыскать. Прекрасно зная о том, что таможенный брокер не пойдет в суд с заявлением на таможенный орган: не плевать в колодец нас учат еще в школе.
Однако, высказываясь о солидарной ответственности таможенных брокеров, не все, вероятно, имеют в виду одно и то же. Понятие солидарной ответственности предполагает множественность лиц в самом обязательстве, по которому возникает ответственность. А таможенный брокер не обладает ни признаками налогоплательщика, ни налогового агента, и не является стороной в обязательстве уплаты таможенных платежей.
Введение института солидарной ответственности таможенных брокеров потребует серьезной ревизии норм смежных отраслей права, необходимости полного перекроя налоговой системы, понятия налогоплательщика и правовой природы налога как такового. Иначе в итоге, после окончательного принятия поправки в Таможенном Кодексе о солидарной ответственности таможенных брокеров, мы получим колосса на глиняных ногах, предмет для судебной практики. Более того, мы получим обратное тому, к чему стремятся законодатели.
Предполагается, что солидарная ответственность поможет взыскивать в бюджет недоимку по таможенным платежам в упрощенном порядке с обеспечения таможенных брокеров, что уменьшит риск государства при таможенном оформлении недобросовестных участников ВЭД. На самом деле таможенные брокеры, гораздо более опытные в деле распознавания добросовестных и недобросовестных участников ВЭД, будут еще тщательнее подходить к отбору клиентов. То есть, при малейших сомнениях в правильности предоставленных документов для целей таможенного оформления, брокер будет либо отказываться от оформления указанной партии товара, либо оформление пройдет "по-серому" (за печатью клиента). Заодно повысятся цены на оформление таможенными брокерами с поправкой на возможные риски солидарной ответственности. Возрастет количество декларантов "за своей печатью". И государство опять не получит того, на что рассчитывало - простоты взыскания дополнительно начисленных платежей.
Брокеры станут максимально сокращать свои риски, снижая количество оформленных грузов "вчистую", либо несоразмерно повышать стоимость услуг, пытаясь компенсировать риски. Соответственно, масса клиентов обратится к "черным" брокерам, а, следовательно, и к "серым" схемам. На выходе получим: уменьшение брокерской части оформленных грузов. Как следствие -уменьшение налогов от деятельности брокеров, и увеличение количества "серых" товаров на рынке.
На наш взгляд, основная ошибка законодателя кроется в непонимании того, что таможенный брокер ему не враг. Сколько раз уже звучало предложение расширить полномочия брокера, передать последнему часть функций таможенных органов, установить наконец-то порядок использования таможенными брокерами своего обеспечения. Больше прав, больше обязанностей и, как следствие - больше ответственности. Так ведь мы этой ответственности как раз и не боимся. Просто не хочется в очередной раз стать жертвой правового произвола, не нравится игра таможенных органов в одни ворота, да еще и с раздвижной штангой. Как-то уже хочется пряника, кнута уже достаточно.
Роман КОЗЛОВ, директор "РАТБ Северо-Запад"
Журнал "Таможня"