12.12.07

Цели достаточно амбициозны

Генеральный директор ОАО "Владивостокский морской торговый порт" Вячеслав Перцев обозначил приоритеты

Дальний Восток сегодня рассматривается как узел транспортного коридора Восток - Запад и элемент логистических схем для грузопотоков между странами Северо- Восточной Азии. Как следствие, одной из ключевых специализаций региона станет транспортно-логистическая.

Соответственно будет только возрастать роль и значение портовой инфраструктуры, предназначенной для обработки контейнерных и накатных грузов. О том, в каком направлении будет развиваться один из ведущих портов региона - Владивостокский морской торговый порт, ДДГ "ЗР" рассказал генеральный директор ОАО "ВМТП" Вячеслав ПЕРЦЕВ.

- Вячеслав Михайлович, президент Владимир ПУТИН подписал в ноябре два важных документа - закон "О морских портах в РФ" и о внесении изменений в закон "Об особых экономических зонах в РФ". Оба закона взаимосвязаны и открывают путь к непосредственному формированию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). На ваш взгляд, в чем плюсы этих актов?

- К наиболее существенным положительным аспектам нового закона "О морских портах в РФ" можно отнести внесение изменений в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ в части корректировки определения морского порта как совокупности объектов инфраструктуры и акватории порта, предназначенной для обслуживания судов как торгового, так и рыбопромыслового флота.

Достаточно полно и в соответствии с фактически сложившимися правоотношениями законопроект регулирует особенности оказания услуг по перевалке грузов, земельные и имущественные отношения в морском порту, в том числе определяет предмет и содержание договора перевалки грузов, особенности приема и сдачи грузов в порту, основания ответственности оператора морского терминала, порядок и условия приобретения и аренды объектов инфраструктуры в морском порту, находящихся в государственной собственности.

Кроме положительных решений, закон имеет спорные моменты. Законом допускается установление государством договорных тарифов лишь на услуги, не относящиеся к сферам деятельности естественных монополий. А это прямо противоречит как фактически сложившимся рыночным, конкурентным условиям оказания услуг в большинстве морских портов России, так и положениям ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях", согласно которой оказание услуг в условиях конкуренции исключает возможность государственного регулирования тарифов на такие услуги.

- Глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил МИШУСТИН заявил, что создание ПОЭЗ в Приморье ожидается в течение ближайших месяцев. Порт Владивосток может побороться за это право?

- Скорее всего, ОЭЗ в Приморье будет составной. Можно предположить, что в нее войдут несколько портов юга Приморского края. Объясню почему. Говоря о том, какой из портов Приморья в большей степени подходит под создание ОЭЗ, нужно учитывать, что зоны должны создаваться на базе портов, имеющих перспективы для пространственного развития. Владивосток и Находка этим требованиям не удовлетворяют, и наиболее подходящим вариантом может стать порт Восточный, единственным преимуществом которого является то, что он находится за пределами крупных городов. В то же время, пропускная способность железнодорожной ветки на данный порт недостаточна для обслуживания растущего контейнеропотока. Существуют вопросы, связанные с развитием угольного комплекса, есть проблема неритмичного вывоза контейнеров. Для развития Восточного требуются существенные государственные инвестиции.

Необходимо подчеркнуть, что Владивостокский, Находкинский и Восточный порты - это единый транспортный узел юга Дальнего Востока. Кроме того, они объединены железнодорожной и автотранспортной инфраструктурой и формируют комплекс, на базе которого выстроена логистика транспортных компаний. Но в любом случае порт Восточный получит центральное место в структуре составной ОЭЗ. Отраслевыми экспертами отмечается, что при создании особых экономических зон портового типа необходимо учитывать, что они обязательно включат в себя два компонента - транспортно-логистический и производственный. Поэтому возможно формирование ОЭЗ на базе нескольких портов юга Приморского края: элемент ОЭЗ вблизи Восточного становится производственным (ввиду наличия достаточных площадей для развития производства), во Владивостокском транспортном узле - транспортно-логистическим (с учетом выгодного географического положения - у развилки основного хода Транссиба на порты юга Приморья и вблизи всех основных крупных городов края, образующих рынок потребления).

- Одним из перспективных проектов ВМТП является создание на юге Дальнего Востока транспортно-логистического комплекса "Южный приморский терминал". Какие плюсы принесет реализация этого проекта транспортной инфраструктуре Приморья?

- Проект строительства ЮПТ направлен на повышение конкурентоспособности российской транспортной системы: судоходства, портов, авто- и железнодорожной инфраструктуры, включая коридоры, имеющие статус международных - "Транссиб", "Приморье 1" (провинция Хэйлунцзян - порты Владивосток/Находка/Восточный) и "Приморье 2" (провинция Цзилинь - порты Посьет/Зарубино). Реализация этого проекта и создание на его основе совместно с другими проектами региональной транспортно-логистической системы южного Приморья, в целом, поднимет на новый уровень пропускную способность транспортной системы южного Приморья и кардинально улучшит ее привлекательность, что позволит на равных взаимодействовать с аналогичными международными и российскими транспортно-логистическими системами и, безусловно, приведет к наполнению транспортных коридоров грузами, превратит город-порт Владивосток в крупный транспортно-логистический и деловой центр с функциями формирования и распределения грузо- и товаропотоков, оптимизирует работу транспорта и загрузку дорог, даст толчок к развитию дополнительного бизнеса и появлению различных производств в крае, создаст дополнительные рабочие места и многое другое в рамках мультипликативного эффекта.

Реализация проекта способствует обеспечению сбалансированного и эффективного развития транспортно-логистической инфраструктуры России на юге Приморья, повышению конкурентоспособности Транссибирского маршрута, морских портов Дальнего Востока РФ, ускорению движения и повышению качества обработки грузо- и товаропотоков. Надо отметить, что проект как на его инвестиционном, так и на эксплуатационном этапе способен создать значительные мультипликационные эффекты, как общеэкономические социальные, так и бюджетные.

Кроме того, проект может решить ряд транспортных задач по подготовке инфраструктуры города Владивостока к проведению в нем саммита АТЭС в 2012 г., а также позволит гармонизировать развитие порта Владивосток и города.

- Эксперты считают, что реализовать столь масштабный проект силами одной компании, в нашем случае ВМТП, невозможно. Рассчитываете ли вы на помощь государства или рассматриваете другие варианты партнерства, прежде всего с РЖД?

- Государство инвестирует в стратегически важные объекты, включая транспортную инфраструктуру, которые по закону должны оставаться в его собственности и срок окупаемости которых, как правило, превышает 10 лет, а частный бизнес - в объекты, срок окупаемости которых лежит в пределах их коммерческой привлекательности. Реализация проекта в масштабе, необходимом для раскрытия транспортно-транзитного потенциала порта и города Владивостока, а также юга Приморья, в целом, возможна только на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), механизма защиты частных инвестиций, который создан сегодня государством. Из-за отсутствия такого инструментария в 90-е первоначальный вариант проекта потерпел фиаско.

Основа проекта - мощная автомобильная и железнодорожная инфраструктура, она же и социально значимая часть проекта, которая придаст значительный толчок развитию территории. Безусловно, на ее создание должна быть предоставлена государственная поддержка. Причем софинансирование в рамках ГЧП железнодорожной части проекта отводится ОАО "РЖД", владельцу практически всей железнодорожной инфраструктуры страны. Принимая во внимание тот факт, что вклад в реализацию проекта железнодорожниками предполагается быть значительным, ОАО "РЖД" сделано предложение об участии в реализации всего проекта на партнерской основе - и оно, в общем-то, принято.

Стоит отметить, что необходимость создания мощного транспортно-логистического центра во Владивостокском транспортном узле зафиксирована в стратегиях развития ОАО "РЖД", транспортной группы FESCO и ОАО "ВМТП". Поэтому проект строительства ЮПТ действительно реален.

- На что будут направлены приоритеты деятельности ВМТП в 2008 г.?

- В первую очередь я должен перечислить основные стратегические цели ОАО "ВМТП" на 2008 г. В части повышения конкурентоспособности на национальном рынке портовых услуг мы планируем увеличить объемы перевалки контейнеров на 20%, генеральных грузов на 10%, спецтехники и средств транспорта на 10-15%. Кроме того, мы будем совершенствовать наше взаимодействие с предприятиями Транспортной группы FESCO.

Цели достаточно амбициозны и требуют серьезной самоотдачи от каждого работника нашего предприятия. Мы понимаем это и в качестве одного из приоритетов нашей работы в следующем году видим задачу по обеспечению достойного уровня жизни работников. Иными словами, мы считаем необходимым обеспечить такой рост заработной платы работников, который позволял бы нам привлекать и удерживать на нашем предприятии высококвалифицированных специалистов.

Из перечисленного вытекают задачи, которые будут стоять перед ОАО "ВМТП" в 2008 г. Во-первых, мы хотим обеспечить рост прибыли до налогообложения не менее чем на 40% в сравнении с 2007 г. Во-вторых, будем работать над созданием предпосылок к увеличению объемов грузопереработки ВМТП в 2009 г. до уровня не ниже 6,5 млн тонн, в том числе контейнеров не ниже 250 тыс. ДФЭ. Планируем к реализации Программу обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. К задачам ОАО "ВМТП" в 2008 г. относится и создание предпосылок к переходу на трехлетний цикл бюджетного планирования в Обществе.

- На сентябрьском совещании Морской коллегии в Находке министр транспорта Игорь ЛЕВТИН заявил, что основные портовые мощности региона, имеющие прямую связь с железными дорогами, подошли к пределу своих пропускных способностей, а существующие специализированные и универсальные комплексы не отвечают современным требованиям. Где выход из тупика?

- Не могу согласиться с утверждением министра транспорта о том, что порты подошли к пределу. Работая непосредственно в портовой отрасли здесь, в Приморском крае, я могу оценить реальный уровень развития портовых мощностей. Насколько я могу судить, портам сегодня есть куда развиваться, и они, в большинстве своем, имеют достаточные по емкости припортовые железнодорожные станции. А вот железная дорога действительно находится на пределе своих возможностей. Особенно это заметно в направлении портов Находки и Восточного. Весь грузопоток, идущий в их адрес или в обратном направлении, проходит только по одной железнодорожной ветке. На фоне стабильного роста грузооборота портов юга Приморья естественно встает вопрос о строительстве дополнительных железнодорожных веток и въездов в порты. Это было бы оптимальным решением в данной ситуации.

Если говорить о соответствии комплексов современным требованиям, то здесь отвечу только за ВМТП. Производственные мощности торгового порта Владивостока, в зависимости от номенклатуры грузов, в настоящий момент позволяют перерабатывать от 9 до 11 млн тонн грузов в год, в том числе 200 тыс. ДФЭ контейнеров. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что никаких проблем с мощностями мы не испытываем, а меры, предпринимаемые нами для развития портовой инфраструктуры, опережают рыночные запросы.

Золотой Рог; 11.12.07