«Зеленый коридор» через Россию – новые трудности или перспективы для ЕАЭС?
Россия решила внедрить на своих транзитных и международных грузоперевозках, осуществляемых по ее территории автомобильным и железнодорожным транспортом, электронные навигационные пломбы. Данный шаг, по мнению российских специалистов и чиновников, должен стать основой для «формирования цифровых транспортных международных коридоров – «зеленого коридора» через территорию России». Предполагается, что в перспективе к электронному пломбированию подключатся страны Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, так как для них безостановочное и безопасное движение грузов является немаловажным принципом международной торговли.
Данная идея не нова и действительно может стать определенным стимулом для развития торговых связей не только России, но и всего ЕАЭС. Речь в данном случае идет не только о создании «зеленых коридоров» для связи со странами Евросоюза, но и с Китаем, для которого крайне важно иметь беспрепятственный и быстрый путь продвижения своих товаров на рынки ЕАЭС и ЕС. Правда, существуют и скептические мнения о том, что те же электронные навигационные пломбы, как и создание электронного документооборота на транзитных потоках, не принесет никакой особой выгоды, а лишь создаст новые проблемы, как, например, было в период начала введения системы «Платон» в России. Но так ли это на самом деле?
Идея создания своеобразных «зеленых коридоров» на пути следования транзитных товаров появилась не сейчас. Свое название этот проект получил благодаря тому, что все его участники получают возможность упростить свою внешнеэкономическую деятельность: сократить количество документов, представляемых при декларировании товаров, время проведения таможенных операций при осуществлении таможенного контроля товаров, а также минимизировать формы таможенного контроля.
В конечном счете создание «зеленых коридоров» должно сформировать единую систему обмена информации о транзитных грузах, что позволит сделать цепочки поставки товаров максимально прозрачными (значит, снизится и поток контрабанды), а также упростить и ускорить процесс таможенного оформления транзитных грузов между РФ (в перспективе ЕАЭС) и ее торговых партнеров. Не случайно еще в июле-октябре 2012 года Федеральная таможенная служба России провела эксперимент по использованию электронных пломб и системы спутникового позиционирования при перевозке автотранспортом транзитных товаров на Себежской таможне, который по его итогам был признан успешным.
Необходимость, с одной стороны, упрощения таможенной политики, а с другой - ужесточения контроля за транзитными потоками сегодня стала для РФ крайне актуальной в связи с продолжающейся «войной» санкций, породившей небывалую волну контрабанды и серого импорта, идущих на российский рынок. Поэтому совершенно неудивительно, что Москва решила ускорить процесс создания «зеленых коридоров» за счет сервиса отслеживания международных перевозок, в работе которого будет применяться действующая контрольная и программная инфраструктура государственной системы «Платон» и технология ГЛОНАСС. Это, по мнению специалистов, позволит автоматизировать перегрузочные пункты и упростить систему документооборота на железной дороге, совместив ее с документооборотом на автомобильном и морском транспорте.
При этом считается, что нововведения помогут России в борьбе за привлечение транзитных потоков из Китая в Европу и обратно, так как на сегодняшний день высокодоходные грузы идут в основном по морю, в обход как российской территории, так и территории ЕАЭС в целом. При этом необходимо помнить, что транзитный потенциал только одной России, по экспертным оценкам, составляет более 100 млрд. долларов в год и сдерживается сегодня недостатками транспортной инфраструктуры и таможенных процедур. И это без учета возможностей постоянных партнеров России – Казахстана и Белоруссии, которые также стремятся получить максимальную выгоду от транзитного потока, проходящего через их территорию.
Например, Белоруссия еще в 2016 году заработала более 1,5 млрд. долларов на транзитных и транспортных услугах (рост на 40,8% по сравнению с 2015 годом), а за первые 9 месяцев 2017 года объем транзитных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в РБ, увеличился на 23%. Примечательно, что, по словам представителей таможни РБ, достичь этого удалось в том числе «благодаря последовательной и целенаправленной работе по ускорению процедур оформления товаров и применению современных информационных технологий». Проще говоря, благодаря тому, на чем сегодня делают упор и в России.
Правда, необходимо отметить, что действия Москвы, в том числе и в области транзитной политики, не всегда однозначно воспринимаются в Казахстане. Дело в том, что начало активного применения Россией тех же электронных пломб было связано с проблемой транзита украинских товаров на казахстанский рынок – электронные запирающие устройства «Сириус» стали использоваться с января 2016 г. на следующем с Украины в Казахстан через российскую территорию автомобильном и железнодорожном транспорте. И уже тогда это вызвало немало противоречивых споров.
С одной стороны, возник вопрос с дополнительными расходами экспортеров (при опечатывании вагона сумма могла достигать 2 тыс. долларов) и падением товарооборота между двумя странами. Так, с января по июль 2016 г. в Казахстан с Украины было ввезено грузов на 250,3 млн. долларов, тогда как за аналогичный период 2015 года – на сумму в 533,4 млн. Однако, с другой стороны, большинство казахстанских экспортеров и перевозчиков спокойно восприняли нововведения России, связанные с отслеживанием грузов, считая, что проблема в транзите через российскую территорию заключается не в этом, а в книжках МДП (CarnetTIR– документ таможенного транзита, который дает право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур), которые в РФ включены в систему контроля управления рисками. Это означает, что к товару, перевозимому по книжке МДП, применяются меры дополнительного таможенного контроля, таможенный досмотр, а также взятие образцов и проб на товар. Поэтому казахстанские перевозчики попадают под полный таможенный досмотр дважды, и каждый раз транспортное средство может простаивать по несколько дней в ожидании досмотра, в результате чего нарушаются сроки доставки груза и возрастают затраты.
В этой связи возникает закономерный вопрос – если старая система таможенного контроля не вызывала особого восторга у перевозчиков и экспортеров, не будет ли выгодным для Казахстана, Белоруссии и иных участников ЕАЭС присоединение к предлагаемой сегодня Россией новой системе контроля? По всей видимости, будет, так как она в полной мере может позволить разобраться с существующими на сегодняшний день проволочками и многочисленными проверками, которые так раздражают и отправителей, и получателей грузов.
Правда, необходимо отметить, что в связи с расширением использования пломб и электронного документооборота должна будет вырасти ответственность и самих перевозчиков и экспортеров. Например, уже в нынешнем году Минэкономразвития России предлагает ввести штраф за отсутствие навигационных пломб на транзитном автомобильном и железнодорожном транспорте в размере от 100 тыс. до 250 тыс. рублей. При этом штраф для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и водителей составит от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 150 тыс. до 250 тыс. рублей.
Однако, несмотря на определенную жесткость со стороны властей, повсеместное использование электронных пломб в полной мере позволит отслеживать груз в любой момент времени, обеспечивать его сохранность (при размыкании пломбы идет сигнал о вскрытии контейнера) и ускорит его прохождение по таможенной территории страны. Согласно последним опросам, основные затраты экспортеров в денежном и временном выражении приходятся как раз на оформление документов для прохождения таможенных процедур: больше всего проблем вызывают оформление и доставка товаров (у 27,6 и 18,9% экспортеров соответственно), а также валютный контроль и налоговое администрирование (18,7%). В случае же, когда электронные пломбы будут ставиться после проверки транспорта при въезде в страну, а сниматься при его выезде, надобность в дополнительных проверках и процедурах таможенного оформления, на которые чаще всего жалуются торгующие компании, отпадет сама собой.
Необходимо учитывать, что выгоды от упрощения таможенных процедур, в том числе и за счет введения обязательного пломбирования электронными пломбами, получат не только экспортеры, но и само государство. В первую очередь за счет того, что будут созданы наиболее благоприятные условия для привлечения транзитных потоков через территорию России и стран ЕАЭС по маршрутам Европа – Западный Китай, Север – Юг и т.п. Например, «зеленый коридор», который предусматривает ускорение таможенных операций для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности благодаря получению предварительной информации о товарах от европейских экспортеров и таможенных органов, готов начать работать на границе с Финляндией. По словам главы ФТС РФ Владимира Булавина, подобный проект уже реализуется с 2016 года с итальянскими партнерами, а также идет активная работа в этом направлении с Нидерландами.
И это без учета того, что российские таможенники уже не первый год реализуют различные проекты с Главным таможенным управлением Китая, в том числе и «зеленый коридор», предусматривающий обмен информацией в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности (в рамках экспериментального режима удалось уменьшить время на оформление китайских товаров в 2 раза – до 40 минут). В прошлом году между двумя таможенными организациями было подписано инновационное соглашение о сотрудничестве в области управления рисками, которое должно создать для организаций низкого уровня риска наиболее комфортные условия ведения двусторонней торговли, а в отношении неблагонадежных организаций – усилить таможенный контроль и пресечь каналы контрабанды.
В качестве еще одного примера практической реализации нововведений можно привести внедрение Россельхознадзором с апреля 2017 года «зеленого коридора» по ветеринарному надзору в отношении рыбной продукции и осуществление с 1 января с.г. оформления ветеринарно-сопроводительных документов на экспорт только в электронной форме.
Все вышеперечисленные мероприятия несомненно дадут серьезный экономический эффект не только для России, но и для ее партнеров по ЕАЭС. Тем более что сегодня уже всерьез говорят о необходимости сопряжения транзитных систем ЕС и Евразийского союза, что означает выход проектов «зеленых коридоров» на совершенно новый уровень. Остается надеяться, что участники ЕАЭС, в соответствии со своими национальными интересами, уже в самое ближайшее время поддержат предложения России, а таможенное пространство Евразийского экономического союза станет территорией торговли и транзита, действительно свободных от всяческого рода препон.