«Зеленые коридоры» торговли в ЕАЭС – настоящее и перспективы
Пандемия коронавирусной инфекции заставила многие страны задуматься над необходимостью интенсификации взаимодействия со своими международными партнёрами. В сложившейся обстановке одним из наиболее важных моментов стало создание условий для беспрепятственного перемещения товаров и услуг, необходимых для борьбы как с самой инфекцией, так и последствий, вызванных ею. Поэтому неслучайно весной в рамках Евразийского экономического союза была озвучена идея создания на всем евразийском пространстве так называемых зеленых коридоров – транспортных маршрутов.
Еще в марте премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил о том, что Москва приняла решение отменить все ограничения для поставок товаров первой необходимости на месяц, обосновав это сложной эпидемиологической обстановкой. Чуть позже с подобной инициативой выступил и президент России Владимир Путин. В частности, на саммите G20, который проходил в форме видеоконференции, российский лидер предложил создать «зеленые коридоры», которые будут свободны от санкций и торговых барьеров, для поставок продуктов и медикаментов в условиях пандемии. Однако уже тогда стало понятно, что к данной инициативе в международном сообществе сложилось весьма неоднозначное отношение.
С одной стороны, никакого открытого негатива идея «зеленых коридоров» не вызвала, так как отрицать необходимость сотрудничества в период распространения коронавируса было бы крайне глупо. С другой – большинство мировых лидеров не предприняли активного участия в реализации данной инициативы. Исключение составили страны ЕАЭС, а также Китай и ряд стран, не подверженных влиянию Запада. Например, еще в марте председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что выступает за отмену налоговых и торговых пошлин, а также свободное передвижение товаров. Позже идею Москвы приветствовал и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Однако в последующем стало понятно, что перевести её в плоскость практической реализации будет крайне сложно.
В этой связи Владимир Путин еще раз обратился с предложением, но уже в рамках 75-й сессии Генассамблеи Организации Объединенных Наций. Тогда он сделал упор не только на создании «зеленых коридоров» в торговле, но и расширении процесса «интеграции интеграций», который лежит в основе российской инициативы по формированию Большого Евразийского партнерства с участием всех стран Азии и Европы. По мнению российского лидера, «зеленые коридоры» должны стать лишь одной из составляющих частей возможного освобождения мировой торговли от барьеров, ограничений и нелегитимных санкций, что могло бы стать «хорошим подспорьем для восстановления глобального роста, сокращения безработицы». Как отметил позже глава МИД Ирана, озвученное В. Путиным предложение вполне может помочь избавиться от торговых войн, так как «ситуация в мире сейчас опасная и очень сложная: небольшой вирус смог поставить на колени все мировые державы и если государства не будут сотрудничать, то не смогут успешно выйти из этой беды». Однако и в этот раз мировые лидеры остались глухи к предложениям России.
В очередной раз тема «зеленых коридоров» была поднята уже в конце ноября на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Президент России вновь заявил, что его страна «готова к самому тесному взаимодействию со всеми заинтересованными странами», в том числе и по вопросу снятия ограничений и санкций в первую очередь в отношении поставок продовольствия и медикаментов. Он снова напомнил всем, что реализация этой инициативы может способствовать не только облегчению гуманитарной ситуации в мире, но и «развитию глобальной торговли». И вновь никакого отторжения инициатива Москвы не получила, а за ее продвижение в очередной раз выступил Китай. Согласно заявлению Си Цзиньпина, Пекин готов работать совместно со всеми сторонами для продвижения строительства «зеленых коридоров» для грузов «в активном и благоразумном ключе». Однако на сегодняшний день все также не ясно, получит ли российская идея свое продолжение на всем Евразийском континенте или нет.
Прошедшее с момента первого предложения Москвы о создании «зеленых коридоров» время показало, что российские усилия, к сожалению, не произвели должного впечатления на большинство стран западного мира. И, наоборот, в рамках ЕАЭС эта идея получила свою дальнейшую реализацию. Еще весной в рамках объединения и вокруг него начали формироваться «зеленые коридоры» для ключевых импортных товаров и было проведено обнуление импортных пошлин на целый ряд продовольственных и медицинских товаров, которые особенно востребованы в период пандемии. Кроме того, были упрощены таможенные процедуры, включая возможность автоматической регистрации деклараций, а также первоочередной порядок операций на таможне в отношении товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий распространения COVID-19.
Одновременно Белоруссия наладила беспрепятственный транзит для таких товаров по своей территории. Казахстан еще в марте открыл «зеленый коридор» для импорта социально значимых продуктов. В конце марта Армения и РФ, а с ними и Грузия приняли решение обеспечить беспрепятственный транзит грузов в ЕАЭС с южного направления, который заработал в июне. В самой же России еще весной был введен «зеленый коридор» для импортеров и крупных торговых сетей и установлена нулевая ставка таможенной пошлины на ввоз ряда товаров, в том числе лекарств и медицинских изделий.
Кроме того, в рамках Союза был сформирован перечень автомобильных дорог с детализацией маршрутов и объектов сервисного обслуживания, составляющих «зеленые коридоры» ЕАЭС, а также определены «временные санитарно-эпидемиологические требования к объектам и водительскому составу». В июле Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила рекомендации для недопущения распространения COVID-19, в которых содержатся предложения по организации работы объектов «зеленых коридоров» на таможенной границе и на территории ЕАЭС, включая проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий. К этим объектам относятся автозаправочные станции, пункты технического обслуживания, отдыха и питания водителей.
С целью предотвращения заноса и распространения COVID-19 рекомендуется организовать «входной фильтр» с проведением термометрии, обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания и перчатками, антисептиком, проводить профилактическую дезинфекцию на системной основе, соблюдать принципы социального дистанцирования, использовать одноразовую посуду и т. д. Все это, как считают специалисты, в той или иной степени как способствует совместной борьбе с коронавирусом, так и создает дополнительные предпосылки для будущего расширения свободной торговли между странами.
Вместе с тем все предложения России о создании «зеленых коридоров», как сказано выше, оказались не более чем пустым звуком для стран ЕС. Западные страны, в том числе и США, не спешат присоединятся к вполне понятным инициативам Москвы, которые, как считают аналитики, вполне могут перезагрузить всю международную торговлю. Например, в Госдепартаменте в сентябре заявили, что не видят необходимости в создании свободных от санкций «зеленых коридоров», так как «продукты питания, лекарства и средства личной защиты не подпадают под санкции США». При этом, как и предполагалось, главной причиной такой позиции стала политика. В Вашингтоне заявили, что «Россия ввела эмбарго на экспорт многих американских сельскохозяйственных товаров в ответ на санкции ЕС и США за незаконные действия РФ на Украине». Поэтому, «чтобы импортировать больше продуктов питания, Россия может снять свое эмбарго».
Не лучше обстоят дела и в Евросоюзе, где не только не собираются снимать ограничения в отношении стран с «неправильными» с их точки зрения политическими режимами, но и наоборот – усиливать их. В частности, это касается не только России, но и Белоруссии, которая из-за событий, последовавших в стране после президентских выборов 9 августа, рискует попасть под серьёзные экономические санкции. И здесь западных политиков совершенно не беспокоит пандемия коронавирусной инфекции и судьбы простых людей, хоть на официальном уровне заявляется обратное.
В целом сама по себе идея создания «зеленых коридоров» не только в целях борьбы с COVID-19, но и в рамках международной торговли носит прогрессивный характер. Поэтому неслучайно о необходимости упрощения транзита грузов на всем евразийском пространстве заговорили еще несколько лет назад. Однако в настоящее время ее реализация тормозится расширяющейся по всему миру политикой протекционизма и нежеланием большинства мировых игроков идти на какие-либо уступки своим конкурентам. В сложившихся обстоятельствах развитие свободной торговли, о котором много лет говорит Россия, продолжает развиваться лишь на региональном уровне. К сожалению, речи о серьезной трансформации принципов международной торговли пока не идет.