07.07.08

Защити Себя Сам

По оценке Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, “челноки” и карго-перевозчики совместными усилиями наполняют российский рынок продукцией на 4 млрд. рублей. По мнению профессиональных участников рынка, помимо борьбы с “челноками” необходимо полное переоснащение российской текстильной промышленности современным оборудованием.

Как считают представители отраслевых ассоциаций, самым эффективным шагом со стороны государства стало обнуление в 2005 году ввозных пошлин на импортное технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России. Сейчас доля нового (срок эксплуатации — до пяти лет) оборудования на предприятиях легпрома составляет всего 2,5%, в то время как 74% оборудования используется одиннадцать и более лет. Ежегодно парк машин и оборудования в текстильной и легкой промышленности в России обновляется на 3—4%, тогда как в экономически развитых странах — на 14—16%. Борис Фомин, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, заявил, что отмена пошлин на импорт оборудования не замедлила сказаться на темпах перевооружения: в 2006 году все предприятия отрасли ввезли оборудования почти на 250 млн. долларов, тогда как ранее его закупали на 100—150 млн.

Однако, полагают участники рынка, и этого недостаточно: для обеспечения равных условий конкуренции необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый и Таможенный кодексы. Они предлагают на три года отменить ввозные таможенные пошлины на все оборудование, закупаемое по импорту для технического перевооружения текстильных предприятий, а также на сырье для текстильной промышленности, которое не производится в стране.

Что касается в целом вопроса о защите российского производителя от импорта, то существуют и механизмы, и соответствующие процедуры (но к таможне они не имеют отношения). Решение о введении или изменении тех или иных пошлин принимает правительственная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле.

Помимо внесения изменений в Таможенный тариф Российской Федерации (снижение или повышение тех или иных пошлин) имеются и другие способы защиты рынка. У российских товаропроизводителей есть три инструмента защиты внутреннего рынка от недобросовестного импорта — это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Эти защитные меры применяются только во внешней торговле, создавая дополнительный барьер для импорта, и не относятся к внутреннему обороту товаров.

Для того чтобы эти защитные меры были введены, необходимы активные и грамотные действия со стороны самих предпринимателей, чей бизнес, по их мнению, терпит урон от импорта. Под активными действиями имеются в виду грамотный экономический анализ ситуации и подтверждение факта ущерба. Но эти меры, естественно, не могут применяться просто по желанию того или иного предпринимателя или ассоциации. Существуют определенные процедуры.

Вот один из примеров грамотного поведения предпринимателей легкой промышленности, которые добились защиты своих интересов. Нелегальный импорт меховых изделий наносил (да и наносит) огромный ущерб, во-первых, отечественным производителям, во-вторых, легальным импортерам, в-третьих — бюджету страны. Действовавшая ранее 20%-ная пошлина носила по сути запретительный характер, и почти 90% всех реализуемых в России импортных меховых изделий ввозились контрабандно или с помощью “серых” схем, то есть без уплаты пошлин. Хорошо известно, что снижение пошлины до разумного предела выводит большую часть “теневиков” на свет: лучше заплатить небольшую пошлину, чем рисковать товаром, а то и свободой.

Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, которая действовала при Минэкономразвития в июне 2007 года, приняла решение о снижении на 9 месяцев ставок ввозной таможенной пошлины на отдельные виды меховой одежды с 20% до 10%, но не менее 30 евро за кг. Это решение было принято в соответствии с обращением в комиссию Союза производителей и импортеров, в который входят компании — импортеры меховой одежды. Предварительное изучение вопроса показало, что импорт составляет более 90% в общей структуре потребления изделий из натурального меха в России. При этом при действовавшей ставке пошлины в 20%, как свидетельствуют статистика и экспертные оценки, объемы и стоимость ввозимых меховых изделий занижались почти в 30 раз. Снижение пошлины, по оценкам экспертов, должно было привести к дополнительным поступлениям в бюджет более 230 млн. долл. даже в том случае, если “из тени” выйдут всего 50% импортеров. При действовавшей ранее пошлине поступления составляли около 20 млн. долл.

На одном из последних заседаний Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике при Минэкономразвития, состоявшемся 24 апреля 2008 года, было принято решение продлить еще на 9 месяцев действие временных ставок ввозных таможенных пошлин на одежду из натурального меха (10%, но не менее 30 евро за кг на одежду для взрослых и 7,5%, но не менее 15 евро за кг для детского ассортимента).

В настоящее время — в новой структуре правительства — функция по защитным мерам во внешней торговли передается Минпромторгу, и данная комиссия реорганизуется.

СПРАВКА “МБ”

С 2006 года в Российской Федерации действуют новые правила ввоза товаров для физических лиц. Они введены Постановлением Правительства от 23 января 2006 года № 29 и направлены на борьбу с неконтролируемым ввозом товаров так называемыми челноками, наносившими реальный урон отечественной легкой и текстильной промышленности. В настоящее время без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить для личного пользования товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 35 кг. (Ранее действовали нормы, позволявшие ввозить 50 кг). При этом везти эти товары беспошлинно теперь можно лишь раз в месяц, а не раз в неделю, как было раньше. Если вышеуказанные нормы превышены, а общая стоимость и/или общий вес товара не превышает 650 тыс. рублей и 200 кг, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг. Если же общая стоимость ввозимых товаров для личного пользования превышает 650 тыс. рублей и/или их общий вес более 200 кг, то применяются ставки пошлин и налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Никаких особых норм для карго-перевозчиков не существует. Они собирают большие партии товаров, которые перемещают для них через границы физлица (например, в приграничных с Китаем районах их называют не «челноками», а «верблюдами», или «помогайками»). Их задача – пересечь границу и беспошлинно провезти максимально возможный объем товара. Там же поблизости стоит фура, куда грузится товар. В результате образовывается вполне промышленная партия товара, ввезенная беспошлинно и на абсолютно легальных основаниях, которая и поступает в розничную сеть. Из Турции эти промышленные партии беспошлинного товара везут самолетами. Суть одна – товар, разрешенный к ввозу для личного пользования и именно поэтому не облагаемый налогами и пошлинами, используется в коммерческих целях. В последнее время деятельность карго-перевозчиков начинает видоизменяться. Зачастую они декларируют эти товары уже не как физлица, а от своего имени, то есть как легальные участники внешнеэкономической деятельности, с уплатой пошлин.

Московский комсомолец; 07.07.08