Заграничные товары: зачем Татарстану нужен бондовый склад
В Казани в рамках пилотного проекта по созданию бондового склада подписано первое соглашение с бизнесом. Участники отмечают: бондовая зона призвана сократить сроки доставки, а доступность товаров, напротив, вырастет
22 декабря в Казани было подписано соглашение между основанным в республике маркетплейсом KazanExpress и «Почтой России» об использовании бондового склада на базе логистического почтового центра в Казани.
Гендиректор компании KazanExpress Линар Хуснуллин заявил, отвечая на вопросы РБК Татарстан, что бондовый склад является популярной в мире бизнес-моделью. Участие в пилотном проекте по его запуску на территории республики позволит компании повысить конкурентоспособность.
«Чтобы деньги не уходили в другие страны, мы можем реализовать потенциал этой бизнес-модели сами в Татарстане. Кроме того, бондовый склад позволит повысить конкурентоспособность для покупателей товаров. цен, предоставить больше выбора. В данном проекте выигрывают все: покупатели, бизнес и государство, которое получает налоги, рабочие места», — сказал Хуснуллин.
Руководитель дирекции по развитию бизнеса «Склад» «Почты России» Александр Дзвонковский в интервью РБК Татарстан отметил, что бондовый склад может помочь бизнесу увеличить прибыль. Для покупателей, по планам, он позволит сравнять сроки доставки заказов из-за рубежа со сроками получения заказанных внутри России товаров.
— Где расположится бондовый склад? Предполагается новое строительство или использование имеющихся площадей?
На время эксперимента «Почта России» будет использовать уже действующую инфраструктуру своих почтово-логистических объектов в Москве и Казани. На первом этапе мы выделили порядка 2 тыс. кв. метров площадей, но готовы оперативно увеличить их до 5 тыс. кв. метров, если будет запрос от игроков рынка на более высокие объемы.
Если по итогам пилотного проекта правительство РФ решит продлить эксперимент или скорректировать его условия, и опять же будет высокий спрос на бондовые склады, то мы будем рассматривать проекты для увеличения их площади, в том числе строительство новых объектов.
— В республике будут задействованы мощности почтово-логистического центра в Лаишевском районе РТ рядом с аэропортом?
Да, бондовая зона будет располагаться внутри ММПО – места международного почтового обмена внутри казанского логистического производственного центра.
— Каковы инвестиции в проект?
Так как пилотный проект будет реализован на текущей инфраструктуре, мы ограничимся небольшими инвестициями в дооборудование зон.
Эксперимент по покупке гражданами товаров через интернет с использованием бондовых складов начнется 1 апреля 2023 года и продлится до 1 апреля 2024-го. Соответствующее постановление подписано премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.
До начала эксперимента Федеральная таможенная служба до 1 апреля следующего года должна доработать Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. Росаккредитация должна организовать электронное взаимодействие с «Почтой России», чтобы оператор мог получать сведения из реестра выданных сертификатов и деклараций соответствия товаров. В свою очередь, «Почта России» должна обеспечить подключение к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
— Зачем нужен бондовый склад? Что создание бондовой зоны принесет бизнесу, «Почте России» и гражданам?
Покупатели смогут получить импортные товары в те же сроки, как и онлайн-заказы, сделанные внутри России. За 1-3 дня, а не за несколько недель. Для ритейлеров – это возможность диверсифицировать потоки импорта. Тем, кто завозит товары из-за границы по классической схеме, бондовый склад будет интересен за счет отсрочки платежей, гибкости в управлении сертификацией, маркировкой и экономии на логистике. Свободный склад также может быть привлекательным и для небольших интернет-магазинов и продавцов маркеплейсов, которые смогут размещать недорогие товары с минимальной пошлиной.
На время эксперимента минфин России не ставит целевых показателей ни по площади бондовых зон, ни их оборачиваемости. Но по тем отчетам, которые мы будем готовить для министерства, власти примут решение, продлевать эксперимент или трансформировать его в постоянно действующий режим.
— Каких показателей вы, несмотря на отсутствие целевых показателей со стороны минфина, планируете достичь?
В Казани мы рассчитываем примерно на 50 тыс. заказов, но у нас есть ресурсы, чтобы увеличить размеры склада, если объемы будут расти. Хотя в эксперименте для нас важнее протестировать бизнес-модель для всех участников рынка. Мы ведем переговоры с федеральными ритейлерами электроники, товаров для дома, фэшн и потребительских товаров без специальных условий хранения, чтобы совместно посчитать экономику для различных номенклатурных групп.
Бондовая зона – это одно из звеньев логистической цепочки для поставки товаров из-за рубежа. Поэтому для «Почты России» участие в проекте позволит также предложить ритейлерам еnd-to-end решения. Мы можем консолидировать партии в Китае или иной стране, доставить контейнеры с грузом до логистического узла в Казани или Москве, формировать на складе заказы по технологии фулфилмента и доставить их в наши отделения по всей стране или с помощью курьера.
— В текущей ситуации не утратил ли проект своей актуальности из-за сокращения потока грузов из-за рубежа?
Трансграничная торговля в этом году пережила значительное потрясение. Логистические цепочки перестраиваются по всему миру. Новые ковидные ограничения в Китае и других странах разрушают прогнозы импортеров по своевременному пополнению стоков в РФ.
Однако я считаю, что новый режим окажет исключительно положительное влияние на рынок. Продавцы смогут оптимизировать логистику за счет перевозки более крупной партии, экспортировать непроданные товары без дополнительных налоговых затрат и нивелировать риски вымывания товаров с витрины в случае задержки новой партии. Также это позволит протестировать спрос на новые товары.
Импульс к восстановлению трансграничной торговли могут дать страны Юго-Восточной Азии и Турция. Они способны предложить альтернативу зарубежным брендам, ушедшим с российского рынка.
— Есть ли пул татарстанских компаний, с которыми ведется работа по заключению партнерства для участия в пилотном проекте?
Мы ведем переговоры с федеральными компаниями и ритейлерами, которые работают в том числе и на территории Татарстана. Как я уже говорил, это компании, которые продают электронику, товары для дома, категорию «сделай сам» (DIY). А еще это может быть интересно представителям фэшн-индустрии и всем, кто продает товары с выраженной сезонностью. Такие компании смогут завезти коллекции заранее, складировать их на какой-то период и выпускать в онлайн-розницу во время высокого спроса.
— Как субъекты бизнеса могут стать участником пилотного проекта?
Они могут обратиться к нам в отдел продаж. Все контакты есть на сайте. В сущности, мы знаем всех крупных клиентов, которым может быть интересен проект, и уже ведем с ними переговоры. При этом мы будем рады видеть среди участников и небольших селлеров, у которых нет собственных складских и логистических мощностей.
— Смогут ли стать участниками пилотного проекта ИП, представители малого и микробизнеса?
Мы будем ориентироваться на единицу перевозки – контейнер. Потому что иначе нам будет сложно консолидировать партию для нескольких площадок с разных производств на «первой миле». Для упрощения эксперимента хотелось бы иметь кратность в один контейнер.
В 2020 году президент РТ Рустам Минниханов и гендиректор АО «Почта России» Максим Акимов подписали соглашение о реализации в республике пилотного проекта по созданию таможенного склада на основе места международного почтового обмена на базе обособленного структурного подразделения АО «Почта России».
— Несмотря на отсутствие целевых показателей со стороны минфина Российской Федерации, какие критерии будут определять, успешно проходит эксперимент с бондовыми зонами или нет?
Думаю, в первую очередь, это будет прибыль каждого участника эксперимента. Мы будем регулярно получать обратную связь от компаний, чтобы узнать, как новые правила позволяют им экономить на стоимости заказов. А также будем учитывать отзывы покупателей.
Понятно, что эксперимент ограничивает размер бондовой зоны. Поэтому, если в ходе пилотного проекта мы увидим, к примеру, десятикратный спрос на объемы обработки товаров, то потребуются совершенно другие финансовые модели, инвестиции и так далее. Вместе с представителями рынка мы будем их оценивать, выходить на минфин, минэкономразвития и другие ведомства для обсуждения сроков и условия данного таможенного режима.
— На сколько процентов должна вырасти прибыль участников эксперимента, чтобы результат сочли положительным?
Для крупных ритейлеров экономия даже в 2-3% на логистике – это уже немало. Особенно когда затраты на нее продолжают расти, не отставая от инфляции. Для более мелкого бизнеса, у которого нет собственных складов, службы перевозки и так далее, использование бондового склада вместе с комплексным end-to-end решением будет выгоднее, чем содержание собственного штата логистов. А для «Почты России» пилотный проект – это возможность сравнить эффективность бондового склада с традиционной услугой фулфилмента, которую мы уже оказываем участникам рынка.
— Какой может быть экономия для покупателей?
Самое главное – дать возможность покупателю получить импортный товар за 1-3 дня, а не за почти месяц, как сейчас. Я думаю, за счет экономии на логистике и отсрочки платежа ритейл сможет предложить скидку, возможно, на 10% дешевле, чем сейчас. Второй фактор – это оборачиваемость, которая тоже должна трансформироваться в скидку для покупателя. Дополнительно мы будем прорабатывать с участниками эксперимента акционные предложения на товары с бондового склада, чтобы посмотреть, как все будет работать.
Понятие «бондовые склады» используется для обозначения места с особым таможенным статусом, используемого для накопления, хранения и распределения товаров, реализуемых физическим лицам через интернет-площадки. Особый таможенный статус бондового склада позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров до их приобретения конечным покупателем.