23.04.07

Задача службы логистики — все сделать вовремя и с минимальными затратами

Знакомя студентов с организацией службы логистики, в наших вузах приводят в пример «Алдарис». «Деловой» в преддверии начала горячего сезона заглянул на ведущее пивоваренное предприятие Латвии и встретился с директором департамента логистики АО «Алдарис» Валдисом Илгунсом для того, чтобы познакомить читателей с успешным опытом и показать тот спектр вопросов, который приходится ежедневно решать.

Успех компании напрямую связан с логистикой

- Валдис, как организована система логистики на вашем предприятии?

- Современная логистическая система включает в себя целый комплекс составляющих. Успешное решение по закупкам, доставке и хранению упаковки для продукции, оптимальная доставка готовой продукции в нужное время и за приемлемую цену. Все это залог хорошей работы.

Мы горды тем, что создали. Сегодня у компании есть и склады для пустой тары, и склады для готовой продукции, региональные базы в Резекне и Кулдиге. Есть парк прямых поставок. То есть весь необходимый набор для того, чтобы в самое горячее время обеспечить продукцией всех клиентов компании в необходимом объеме.

Главное - это люди

- Хватает ли людей в вашей службе при растущих объемах реализации продукции компании?

- Да, самое главное наше богатство на «Алдарисе» - это люди, которые работают на предприятии. Несмотря на изменения рынка рабочей силы, наш постоянный коллектив не меняется уже много лет. Это люди другой ценностной системы, чем те, кто сейчас спешно покидает Латвию. Они не относятся к разряду тех, кто в погоне за минутными деньгами оставит свое предприятие. У нас работают люди с душой, соответственно, они и растут вместе с компанией. И заработки их растут. Но я не скрываю озабоченности по этому вопросу. Каждый новый сезон требует дополнительных рабочих ресурсов. Это один из актуальных вопросов не только предприятия или отрасли. Он важен для всех нас.

Например, больше половины работников автопарка работают на «Алдарисе» очень долго. Несмотря на то, что жизнь вносит свои коррективы, у этих людей другое отношение к работе, они преданны предприятию. Для них «Алдарис» - это вторая семья и даже образ жизни. Вот и я считаю, что работаю не в логистике, я работаю на компанию в целом и на ее успех.

Из пивовара в директора

- Как давно вы руководите департаментом логистики?

- Я проработал десять лет пивоваром. Вырос до должности главного технолога предприятия. А почти два года назад мне предложили возглавить службу логистики. Позвонила глубокоуважаемая мною Инара Шуре, нынешний председатель правления «Алдарис», и сделала это предложение. Я сомневался и колебался, до сих пор помню все свои мысли, но в конце концов решил, что пусть это будет большой вызов для самого себя. Я смогу справиться с объемом работы и вести дела успешно.

- Расскажите о первом боевом крещении.

- Прошлое лето стало серьезным испытанием для меня и моей службы. Сезон выдался горячим. Спрос на нашу продукцию рос с каждым днем, ставя все новые и новые рекорды. Компания перешла на круглосуточный режим работы. Нужно было только успевать доставлять готовую продукцию. Но мы справились. Сделать это можно было только дружной командой, которая много лет вместе. На это не способны люди, которые приходят на работу лишь на один сезон.

Современная система логистики

- Как построить современную систему логистики?

- Мы - компания международная. Каждый месяц все заводы компании отчитываются по ключевым показателям. У нас всегда есть возможность сравнить себя с другими. Мы можем гордиться: наши коллеги на других заводах компании оценивают наши показатели на высоком уровне. Они оптимальны, начиная от количества маршрутов по доставке продукции, километрам, количеству израсходованного топлива и потраченного рабочего времени.

Мы используем современное программное обеспечение - программу ROAD SHOW, которой бы позавидовали многие клиенты Латвии. Благодаря ей мы обеспечиваем более 6000 точек! Важно правильно вести дистрибутивную политику. Мы делаем расчет каждого маршрута и каждый раз принимаем решение о выгодности доставки либо со склада в Риге, либо от наших региональных баз. На данный момент такая система работы оправдывает себя, хотя в мировой практике существуют и модели прямых доставок. Но мы сделали свой выбор. Главное, выполнять основную задачу логистики - все сделать вовремя и с минимальными затратами.

Для разработанных программой маршрутов частично задействуем собственный автопарк, но привлекаем и другие компании. И здесь очень важно поддерживать хорошие отношения с арендными компаниями. Собственным автопарком мы «покрываем» лишь несезонное время. Исключением был минувший теплый декабрь.

Участвуем и в вопросах синхронизации производства, ведь самое страшное, что может быть для наших служб - это когда есть заказы, но нечего возить. Но такого еще не бывало. У нас очень четко планируется производственный процесс. А это особо важно в летнее время. Это время проверки на эффективность не только логистики, но и предприятия в целом.

Сейчас заканчивается подготовка к сезону. Это время наращивания остатков. Производство работает на полную катушку, а мы размещаем и готовимся разместить продукцию во всех возможных местах. В холодное время года такая тактика может быть и неоправданной, но в теплое время она самая эффективная.

У наших конкурентов нет таких возможностей и мощностей. И немаловажно, что мы - часть одной большой системы, один из наших заводов, а они расположены в Клайпеде, Утине и Таллине, всегда придет на помощь другому.

Мотивация в логистике

- Чем вы гордитесь в уже сделанной работе?

- Раньше водителям мы платили за пройденные километры. Сейчас за объем вывезенного товара. Это изменение в оплате труда произошло после моего перехода в логистику. Меня же в работе интересует, чтобы шофер успел развести всю продукцию. Удалось убедить руководство компании в этом. Если водитель хороший, то он успеет сделать больше ходок. Я стараюсь эффективно использовать то, что есть. Получается, что такая позиция финансово выгодна всем, ведь шофер, образно говоря, утром получая маршрутный лист, сразу видит, сколько денег он «везет».

Сейчас я продумываю вопрос и о ночных поставках. Тогда наш автопарк будет работать не 810 рабочих часов, а 20. Но этот вопрос тесно связан с мощностью производства и складскими запасами. Летом, к примеру, нашего склада хватает только на три дня... Важен баланс: с одной стороны, мы хотим увеличения оборотов, с другой - должны обеспечивать себя запасами. А склад должен быть рассчитан на сезонные пики.

- Уже одно это перечисление создает чувство преддверия лета. Вы готовы принять новый вызов?

- Мы считаем, что будем готовы полностью, если удастся решить вопрос возвратной тары. Но есть вещи, которые «Алдарис» не может сделать только своими силами. Это серьезный вопрос, в котором необходима помощь и других пивоваров, и государства, и, безусловно, ваших читателей.

Сбор тары - образ жизни или свидетельство культуры

- После употребления напитков остается, как правило, два вида тары - стеклянная и пластиковая, или PET-тара. Если сейчас провести опрос жителей, где находится ближайший к ним пункт приема тары, большинство, пожалуй, и не скажут. Люди, как правило, выкидывают пустую посуду. И еще хорошо, если в мусорник... Так мы загрязняем окружающую нас среду. И сознательно и неосознанно.

В Эстонии сегодня работают более 100 мест, где принимают и сортируют не только стеклянные бутылки, но и пластиковые. В Литве и Эстонии также действует депозитная система. На этикетке размещается специальный знак с указанием цены тары, когда ее сдают. Например, за пол-литровую пластиковую бутылку в Эстонии вернут 0,50 EEK, а в Литве - 0,25 LT.

В Латвии принимают только стеклянную тару. При этом число мест ее приема с каждым годом сокращается. В результате возвращается в среднем половина бутылок. А ведь каждая стеклянная бутылка может служить 1015 раз! В то же время, попадая в разряд мусора, она не разлагается сотни лет.

Решением проблемы могла бы стать возможность сдавать тару в магазины. Тогда торговая точка во взаимоотношениях с поставщиком продукции могла бы сдавать столько возвратной тары, сколько приняла продукции. Но это можно решить только на государственном уровне.

И в этом вопросе «Алдарис» не единственное заинтересованное лицо. В Литве между производителями напитков есть соглашение, что для возвратной тары одинаковая цена для любого производителя. Тем самым происходит естественное регулирование рынка и исключается возможность «левого» приработка. Идея чистоты окружающей среды объединяет производителей, потому что потребителю предлагается возвращать любую бутылку. В этом вопросе мы не ищем для себя выгоду, но выступаем за скорейшее его решение.

Информационный портал Даугавпилса; 23/04/07