17.04.07

“За морями лежит целый огромный мир”

Вице-президент UPS Дэвид Эбни рвется за пределы США

Дэвид Эбни начал работать в UPS, будучи 18-летним студентом колледжа. В его обязанности тогда входило мыть знаменитые коричневые грузовики на складе в Гринвуде, штат Миссисипи. Единственное, чего желал молодой человек — заработать достаточно денег, чтобы “купить еще одну упаковку пива и бургер”. “Поначалу мне хотелось стать профессором истории, — вспоминает Эбни. — Но через несколько месяцев я понял, что водители-доставщики в UPS зарабатывают в Миссисипи больше, чем профессора истории. Я сам не заметил, как оказался частью компании. Теперь в моих жилах текла коричневая кровь”.

Спустя 30 лет Эбни уже был директором UPS по операционной деятельности и президентом подразделения UPS Airlines, в составе которого числилось 280 самолетов компании. Эти должности он получил после того, как три года пробыл главой службы международных операций.

Эбни — далеко не единственный руководитель, сделавший всю свою карьеру в UPS и поднявшийся с самых нижних позиций до топ-менеджерского уровня. “В компании мне сказали, что стать менеджером можно только после того, как поработаешь шофером, — вспоминает он. — Приятелей по колледжу веселило, что человек, начавший учиться, вдруг сел за руль грузовика. Но именно это занятие помогло мне узнать бизнес снизу. Когда я сегодня оказываюсь лицом к лицу с клиентом, я всегда вспоминаю те дни”.

Получив свои нынешние должности, Эбни стал одним из потенциальных преемников генерального директора компании Майка Эскью (второй кандидат — финансовый директор Скотт Дэвис). Однако Эбни, которому сейчас 51 год, отказывается говорить о том, что ждет его впереди. Сегодня он занят в основном интеграцией в корпоративную структуру десятков транспортных и логистических компаний, приобретенных UPS за последние годы. В числе прочих UPS поглотила компании Fritz и Menlo, специализирующиеся на экспедировании грузов, а также Overnite, владеющую сетью грузовых перевозок в США. Включение этих компаний в структуру UPS оказалось более длительным и сложным, чем предполагалось.

Но корпорация продолжает диверсифицировать свой бизнес за счет услуг, связанных с цепочками поставок. Выбранная стратегия должна сделать UPS более важным звеном в цепочках поставок ее клиентов — транснациональных компаний, перевозящих товары по всему свету в условиях постоянно укрепляющейся экономической интеграции. “Цепочки поставок сегодня могут тянуться от одной границы до другой и дальше, в другие страны, и клиентам нужен партнер, у которого есть соответствующие технологии и сервисные сети для управления такими поставками”, — поясняет Эбни.

Доходы UPS на давно освоенном компанией зрелом американском рынке продолжают уверенно расти, однако наиболее привлекательные возможности для развития корпорация видит за пределами США. Все, кто заходит в кабинет Эбни, могут убедиться в этом: на стене висит карта мира, на которой в центре помещена Австралия, а Америке отведено место на периферии.

“Я повесил ее, чтобы напомнить людям, что США при всей мощи их экономики не являются центром вселенной, — говорит руководитель. — Пусть видят, что за морями лежит целый огромный мир”.

Лишь одна страна удостоилась отдельной карты в офисе Эбни — Китай. UPS ведет в Срединной империи ожесточенную борьбу против FedEx, DHL и TNT за лидерство на местном рынке. Каждая из этих компаний делает огромные вложения в китайский бизнес. UPS стала первой иностранной компанией по срочной доставке, получившей полный контроль над своими операциями в КНР. Это произошло в 2005 г., когда корпорация выкупила активы своего китайского партнера по совместному предприятию. Сейчас UPS действует в 300 городах страны и планирует построить новый международный аэропорт в Шанхае. До сих пор UPS, как и ее конкуренты, фокусировалась в основном на экспорте из Китая, но Эбни связывает главные надежды с потенциалом местного потребительского рынка.

Значительные средства UPS вкладывает и в другие развивающиеся рынки, объединяемые наряду с Китаем в так называемую группу BRIC, — Бразилию, Россию и Индию. “Потребительские расходы в странах BRIC сегодня оцениваются в $4 трлн, а к 2015 г. они, как ожидается, вырастут до $9 трлн — это практически соответствует уровню потребления в Европе, — рассуждает Эбни. — Неудивительно, что наши клиенты фокусируются на этих четырех государствах”.

Впрочем, пока Европа остается для UPS самым важным рынком вне США: на нее приходится половина доходов корпорации от транснационального бизнеса. Отраслевыми лидерами здесь являются DHL и TNT, однако UPS недавно тоже усилила свои позиции, купив активы в Великобритании и Польше.

Эбни признает, что успех его компании во многом зависит от динамики глобальной экономической и торговой интеграции. Вместе с тем он не слишком волнуется, видя, как в США и Европе растут протекционистские настроения: “Мир уже настолько плотно пронизан внутренними связями, что остановить процесс интеграции будет очень трудно”.

Ведомости ; 17.04.2007