14.05.10

За деревьями показался лес

13 мая на 271-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил восемь федеральных законов о ратификации протоколов и соглашений, которые были подписаны главами правительств в рамках формирования правовой базы Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Первые месяцы работы Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России оказались насыщены событиями. Решались важнейшие вопросы, связанные с началом функционирования союза с 1 января 2010 года, о введении в действие Таможенного кодекса союза, о порядке и механизме зачисления и распределения импортных пошлин. Комиссия Таможенного союза ведёт работу по координации процесса переноса таможенного оформления на внешние границы союза, по ликвидации нетарифных торговых ограничений, по совершенствованию уже созданной правовой базы и выработке основ единой политики в новых сферах (в частности, валютного регулирования и контроля) и т.д.

Значимость нового интеграционного объединения невозможно переоценить. На пространстве, объединяющем 170 миллионов человек, будет установлено беспрепятственное движение товаров и услуг. Это уже создаст принципиально новые условия конкуренции, подтолкнёт предприятия всех трёх стран к повышению эффективности своей деятельности. Но это лишь начало процесса. В течение предельно сжатого срока – двух лет – Таможенный союз должен быть трансформирован в единое экономическое пространство, на котором будут уравнены условия для деятельности бизнеса: стороны перейдут к проведению согласованной, а затем и единой внешнеторговой, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики. Понадобятся единые правила ценообразования, конкуренции, госзакупок, субсидирования производителей. А попутно возникают и стимулы, и возможности к использованию более прогрессивных экономических и управленческих технологий.

Конечно, потребуется передача многих функций на наднациональный уровень. Комиссия Таможенного союза, получившая наднациональные полномочия, и её рабочие органы стали принципиально новым механизмом, действующим зачастую оперативнее и эффективнее национальных ведомств. И здесь очень важно подчеркнуть, что уже сегодня формируется новый стиль руководства: при всём разнообразии мнений экспертов и остроте дискуссий подавляющее большинство решений принимается консенсусом. А значит, высок уровень взаимного доверия членов союза.

О международном значении Таможенного союза свидетельствует интерес, проявленный к нему со стороны Киргизии и Таджикистана, а в последнее время – в кругах деловой и политической элиты Украины и Молдавии. Никто не ожидает, что уже завтра Киев и Кишинёв запишутся в союз. Однако публичное обсуждение темы поможет не только должным образом оценить преимущества членства в союзе, но и найти способы снятия препятствий к вступлению, пусть даже сегодня эти препятствия кому-то кажутся непреодолимыми.

Скептики указывают на множество проблем, связанных с возникновением Таможенного союза. Часть этих проблем надуманна или раздута. Так, Россия и Белоруссия действительно применяют во взаимной торговле нетарифные ограничения, однако задача ликвидировать их в сжатые сроки успешно решается. В прошлом году высказывалось немало опасений по поводу согласования единого таможенного тарифа – у Казахстана, например, было всего 40 процентов общих тарифов с партнёрами из 13 тысяч товарных наименований, но сторонам удалось все тарифы согласовать в срок.

Другая часть проблем реальна: так, усиление конкуренции приведёт к закрытию неэффективных производств, потребует создания новых рабочих мест для высвободившихся работников. Возможен и рост цен на отдельные товары и услуги, связанный с введением единых таможенных тарифов, но в основном на товары из третьих стран, а ввезённые из государств – членов союза могут и подешеветь. Пути решения этих проблем необходимо искать уже сегодня.

Вместе с тем есть группа скорее не проблем, а насущных вопросов, требующих быстрейшего решения в связи с предстоящим 1 июля этого года созданием единой таможенной территории трёх стран. О них с озабоченностью говорили, в частности, участники «круглого стола», организованного Комитетом Совета Федерации по делам СНГ 30 марта 2010 года, – представители ЕвразЭС и комиссии Таможенного союза, законодатели и чиновники трёх государств.

Необходимо, чтобы до 1 июля были подготовлены и вступили в силу ещё ряд международных соглашений и решений комиссии Таможенного союза. Это потребует не только напряжённой работы национальных исполнительных органов власти, экспертных групп и сотрудников комиссии, но и законодателей. Парламентариям придётся заниматься ратификацией соглашений, корректировкой действующей законодательной базы. Иногда такая корректировка требуется уже сейчас. Выяснилось, например, что для обмена информацией между ведомствами государств-партнёров, необходимого в целях организации транспортного контроля на границе, требуется изменить белорусский закон, который запрещает предоставление такой информации.

Возникновение новой реальности – единой таможенной территории – повлечёт множество коллизий. Они коснутся, в частности, национальных законов о свободных экономических зонах, которыми предусмотрены преференции для предпринимателей, расходящиеся с нормами Таможенного союза. Потребует корректировки и положение о временном ввозе товаров, используемых на основе лизинга – иначе, например, российские авиаперевозчики могут лишиться права на рассрочку таможенных пошлин на импортные самолёты, а их коллеги из Белоруссии и Казахстана вообще лишатся права на беспошлинный ввоз импортной авиатехники. Придётся унифицировать некоторые административные нормы, например то, что считается правонарушением в России при международных автомобильных перевозках, не является правонарушением в Белоруссии, и наоборот. И таких примеров множество.

Не хотелось бы за деревьями утратить картинку леса. Три государства вступили на путь интеграции, руководствуясь не только экономической теорией, но и историческим опытом: чем крупнее общий рынок, тем он выгоднее и для производителей, и для потребителей, тем выше его стабильность и в условиях кризиса, и в период роста. Одно только освобождение от издержек, связанных с таможенным контролем и другими формами контроля при пересечении границы, даст значительную экономию и средств, и времени. Ведь 60 процентов времени на транспортировку товаров во взаимной торговле уходит на простои на границах. Ещё один фактор экономии – унификация технического регулирования. Подсчитано, что только за ближайшие 4–5 лет союз обеспечит каждому из входящих в него государств 15 процентов прибавки к ВВП – дополнительно к обычному росту. И самое важное – он является одним из наиболее действенных инструментов повышения конкурентоспособности экономик наших стран на мировых рынках.

Понятно, что этот инструмент не заработает сам собой. Единая таможенная территория – не только снятие препон в торговле, но и вызов каждому из объединяющихся экономических пространств. Ведь теперь не обязательно строить предприятие в России, чтобы беспошлинно реализовать его продукцию на российском рынке, это можно делать и в Белоруссии, и в Казахстане, если там более льготные условия для бизнеса. Таким образом, интеграция стимулирует борьбу за инвестиции и рабочие места между членами союза. И если результатом этой борьбы станет выравнивание планки на уровне лучших условий предпринимательства, проигравших не будет.

Таможенный союз создаётся не в вакууме. Евросоюз активизировал программу «Восточное партнёрство», нацеленную на подготовку шести государств на европейской части постсоветского пространства к вступлению в ЕС. Китай вкладывает десятки миллиардов долларов в развитие транспортной, энергетической, сырьевой инфраструктуры и в странах Средней Азии, и в других государствах – участниках СНГ. Последовательно наращивают свою активность в сопредельных с Россией государствах Соединённые Штаты и Турция. Поэтому быстрые темпы формирования Таможенного союза и вслед за этим единого экономического пространства жизненно необходимы для наших стран.

В деле экономической интеграции, как показывает опыт, немало сложностей, но непреодолимых препятствий нет. Российские законодатели готовы конструктивно обсуждать и решать возникающие при строительстве Таможенного союза вопросы.

Парламентская газета; 14.05.10