Югоосетинские бизнесмены пожаловались Путину на таможню
Югоосетинские предприниматели обратились в приемную Владимира Путина с жалобой на действия Таможенной службы Южной Осетии. Сообщение об этом появилось вчера вечером на одном из российских информационных интернет-порталов. Инициаторы обращения просят у российского президента содействия в решении проблемы, затрагивающей социально незащищенные слои. Предприниматели утверждают, что "нынешняя власть подняла таможенные пошлины на все ввозимые из Российской Федерации товары более чем в два раза". И теперь, заботясь о населении республики (ведь это ведет к неизбежному повышению цен), они будут вынуждены отказаться от поставок товаров из России.
В письме предприниматели указывают размер пошлин на ввоз поваренной соли, которые якобы повысились с 2,5 до 7,5 тысяч рублей с грузовой автомашины "Газель".
Глава Таможенной службы Южной Осетии Мурат Цховребов, к которому я обратилась за комментариями, считает появление материала подобного содержания очередной попыткой дискредитации нового руководства республики. По его словам, ставки таможенных пошлин и налогов не повышались с 2001 года. И размер оплаты зависит не от марки грузового автотранспорта, а от вида ввозимого товара и его общей стоимости. Пример с поваренной солью, считает Мурат Цховребов, был вообще неудачным:
"Те суммы, которые озвучивались на этом сайте, не имеют под собой никакого основания. Так как, во-первых, соль у нас очень давно не завозилась такими партиями - как они говорят - "Газелью". Во вторых, соль - это пищевой товар. На него у нас действуют ставки согласно постановлению правительства от 13 октября 2001 года №211: за ввоз товаров на территорию РЮО 1,5% от их таможенной стоимости, за вывоз - 2%.Также производится их налогообложение: налог на добавочную стоимость составляет на продовольственные товары, кроме подакцизных, - 1% от их таможенной стоимости и на промышленные и иные виды товаров, в том числе подакцизные, - 3%".
Мурат Цховребов показал мне таможенные ведомости, в которых четко фиксируется весь ввозимый на территорию республики товар, его стоимость и размер пошлины. В среднем через пост в день проходит около 30 единиц грузового автотранспорта. А недовольство, по его сведениям, тиражируется не предпринимателями, а водителями грузового транспорта, которых не устраивает антикоррупционная схема оплаты ввоза. Ведь раньше можно было половину стоимости сунуть в "лапу" сотруднику таможни и обойтись без оформления квитанции. По словам главы Таможенного комитета, его ведомство избавляется от нечистых на руку работников. За последние три месяца результатом борьбы с коррупцией стало пополнение бюджета республики на 20 миллионов рублей.
Попытки найти хотя бы одного из 20 подписантов письма оказались тщетными. Правда, при мне один из предпринимателей стал созваниваться с водителями, которые привозят товары из России в Южную Осетию, и выяснил, что инициатива и впрямь исходила от одного из них.
О письме Путину не знала и глава Союза предпринимателей Южной Осетии Марина Дзигоева. Она полностью разделяет точку зрения начальника таможни. Хотя размер некоторых таможенных пошлин, которые не менялись 10 лет, по ее мнению, действительно завышен:
"Если закон не менялся 10 лет, то он не по всем параметрам отвечает современным требованиям. Многие таможенные тарифы завышены на сегодняшний день. В связи с этим лично я в парламенте в рабочем порядке ставила вопрос о том, что систему установления таможенных пошлин надо менять. И надо их, во-первых, ежегодно пересматривать согласно нынешним реалиям, во-вторых, вместе с бюджетом утверждать через парламент».
Своя правда есть и у предпринимателей. Они считают, что пошлины и впрямь завышены, ведь если, допустим, за 15 тонн груза продовольствия они платят на североосетинской таможне 2500 рублей, то на территории Южной Осетии с них берут уже 4000-5000 рублей. Кроме того, утверждают они, приходится платить и карантинной службе, которая подчиняется Министерству сельского хозяйства: с одной тонны фруктов и овощей - 270 рублей. То есть в общей сложности, как сказал мне один из продавцов арбузов, на посту в селе Верхний Рук за машину груза ему приходится отдавать уже около 10 тысяч рублей, что сказывается на конечной стоимости товара. Благо на этот раз он обошелся "малой кровью", потому что сумел всучить взятку сотрудникам таможни и службе карантина и обойтись без оформления и квитанций.
Эхо Кавказа