Южная Псковщина как центр трансконтинентальной логистики
В Риге завершился очередной «Балтийский форум», и его особенностью стал разворот на 180 градусов в представлениях о сотрудничестве в сфере трансконтинетального транзита. В этой сфере Латвия и Россия могут получить огромные выгоды, в частности, в железнодорожных перевозках. Которые никак не смогут миновать Псковскую область.
Постоянный участник «Балтийского форума» первый вице-президент ЗАО «Ренессанс-Капитал» Игорь Юргенс – своеобразный барометр отношений между Латвией и Россией. На прошлогоднем форуме он весьма скептически оценивал транспортное партнерство Латвии и России, а в этом году уже оптимистично уверил, что латвийские порты, автомагистрали, железная дорога и даже нефтяная труба, идущая в Вентспилс весьма интересны российскому бизнесу.
Вслед за Юргенсом обнадеживающее заявление сделал вице-президент Евро-азиатского транспортного союза Юрий Щербанин: российском бизнесу настолько интересны латвийские магистрали, что россияне могли бы войти в долю в управлении латвийской железной дорогой, став ее акционерами. В этом случае можно было бы снять разночтения в формировании тарифной политики, регулируя их к обоюдной выгоде на всем трансконтенентальном пути от Балтийского моря до Тихого океана.
Латвия вместе с Россией могла бы побороться за грузопоток из Восточной Азии и, прежде всего, из Китая. Эстонцы в этом уже не конкуренты. Президент Рижского Института транспорта и связи Игорь Кабашкин заметил, что во время таллинских событий в Эстонии находилась китайская делегация, интересовавшаяся возможностями транзита через эту страну. Увидев, насколько резко у эстонцев ухудшились отношения с Россией, интерес китайцев к транзиту через Эстонию столь же резко пропал.
Латвия же с ее тремя портами и железнодорожной сетью стала привлекательнее, а может стать для России еще и очень выгодным партнером. Дело в том, что совместно с Евросоюзом и на его деньги Латвия разрабатывает проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая соединит Эстонию, Латвию и Литву через Польшу со всей остальной Европой.
Дорога будет с «европейской», т.е. с узкой колеей. А поэтому у трансконтинентального транзита от Тихого океана и аж до самых европейских окраин появляется проблема: надо будет где-то менять вагонные колесные пары при переходе с широкой колеи на узкую. Это дело выгодное, поскольку место «переобувания» автоматически становится мощным центром логистики. Один из рассматриваемых вариантов – литовский Каунас. Второй вариант латвийская Елгава. В первом варианте грузы из Евразии в Европу должны будут пройти через Белоруссию. Во втором варианте – через Псковскую область. Если это будет Каунас, то это окажется бизнесом для литовцев и для белоруссов. Латвии от этого никакой пользы, Псковской области тоже. Если же это будет Елгава или Резекне, то грузопоток из Евразии никак не минует Великие Луки.
Экономический анализ показывает, что дорога Rail Baltica будет построена в любом случае. Хотя бы потому, что сейчас через польско-литовскую границу в год автотранспортом перевозятся 14 млн тонн грузов, а через 15 лет будет перевозиться около 60 млн тонн. Автотранспортом такие объемы не перевезти, автокараваны вытянутся по всем дорогам Восточной Европы. Такие объемы грузов сможет «переварить» только железная дорога. Кроме того, в Европе нарастают требования к охране окружющей среды. Пока что плата за использование инфраструктуры берется только с перевозок по ж/д, а за перевозки по автодорогам не берется. Но Европарламент поднимает вопрос о взимании платы и с автоперевозчиков, учитывая негативное воздействие автомобилей на окружающую среду. И вот тогда железная дорога будет вне конкуренции.
Ввиду потепления отношений с Россией, латвийские эксперты, анализирующие возможности бесперебойной эксплуатации Rail Baltica теперь говорят о возможности оборудовать не один, а два центра логистики: один построить в Латвии на пересечении с Rail Baltica для обработки грузов, следующих из Евразии, а второй центр построить в Росии, для обработки европейских грузов. Для этого, правда, придется протянуть «узкоколейку» до первого крупного российского железнодорожного узла, откуда есть ветки не только на запад, но и на север и на юг. В любом случае такой узел будет на Псковщине.
Псковская лента новостей; 29.05.07