29.08.18

Японские проекты на Транссибе составят российскую конкуренцию "Шелковому пути" Китая

Запуск тестовых поставок японских товаров в Россию по Транссибирской магистрали может стать началом многообещающих проектов. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.

"Транссибирская магистраль была мощной транспортной артерией во времена СССР, но после распада Союза по ряду причин постепенно приходила в упадок. Японцы могли задействовать ее в своей логистике достаточно давно, однако пока предпочитают перевозки морем, огибая всю Евразию. К примеру, на сборочные заводы Петербурга комплектующие поставляются вокруг Азии и Африки – это довольно долго и дорого. Прямые поставки по железной дороге РФ отправителя не устраивают.

Причиной тому являются претензии, которые японский бизнес высказывает к Транссибу. Их не устраивают довольно высокие тарифы на перевозки, несоблюдение сроков поставок, также высказывались претензии к безопасности груза в пути. Эти три фактора отворачивали японцев от нашей магистрали, Россия заявляла, что проблемы решит. И, видимо, добилась существенных успехов в этом, раз дошло до тестовых поставок и оценки перспектив новой логистики", - отмечает специалист.

Сегодня Япония официально запустила тестовые поставки товаров в Россию, которые предполагают использование морского сообщения и Транссибирской магистрали. Торжественная церемония состоялась в портовой части города Иокогама. "Это знаменательное событие перекрестного года России и Японии. Проект действительно в прямом смысле связывает наши страны. Должен отметить, транспортное ведомство Японии и РЖД провели огромную работу по созданию и подготовке этого проекта", – сказал замминистра экономразвития РФ Сергей Горьков.

"Сейчас мы демонстрируем Японии коммерческие выгоды переправки товаров по Транссибирской магистрали. Если их устроит финансовая сторона и надежность поставок, они, конечно, начнут перевозки новой для себя дорогой. Тем более, что России эти проекты тоже очень нужны – Китай со своим сухопутным проектом "Один пояс – один путь" прокладывает новые транспортные коридоры, которые становятся конкурентами Трассибу. Нам нужны новые заказы для развития внутренней логистики.

Японцы же не хотят все проекты завязывать только на Китае и его перевозчиках – этим они ставят свою экономику в зависимость от КНР. Им нужно диверсифицировать поставки, российские железные дороги хорошо для этого подходят. Фактически тестовые перевозки определяют будущее Транссиба уже сегодня. Если японцы убедятся в его выгодах и эффективности, он может стать отличным проектом по транзиту товаров этой страны в Европу по территории России", - подчеркивает специалист по Японии.

Перспективы торговли

Замминистра государственных земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии Тосихиро Мацумото уже отметил, что Транссиб обладает большим потенциалом развития для обеих стран. "Со стороны японских компаний растет интерес к использованию этой магистрали. Надеюсь, что мы достигнем более глубокого понимания между перевозчиками двух стран в процессе реализации пилотного проекта", – сказал он. В РФ назвали проект "символом российско-японской дружбы и мостом между странами".

19 августа японские СМИ написали, что Москва и Токио собираются привлечь японские компании к перевозке грузов по Транссибирской магистрали. Планируется, что в пробных перевозках будут участвовать от пяти до десяти японских компаний. В ходе эксперимента оценят стоимость и время доставки, процедуру таможенного оформления и другие факторы. Магистраль станет "третьим каналом поставок" между двумя странами после воздушного и морского сообщения.

"Товарооборот России и Японии до позапрошлого года постепенно снижался, в 2017 году он составил 18 миллиардов долларов, тогда как еще пять лет назад доходил до 34 млрд. Для соседних стран, таких как Россия и Япония, это, конечно, мизер. Инвестиции Японии в РФ тоже не ахти – всего 2 млрд долларов, могло быть существенно больше. Если проект по Транссибу окажется успешным, то неизбежно станет темой для разговора президента РФ Владимира Путина с японским премьером Синдзо Абэ на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в начале сентября.

Для японского бизнеса первоочередным условием сотрудничества является коммерческая сторона проекта. Одной из проблем перевозок по Транссибу была перевалка грузов во Владивостоке – часто не хватало составов или они простаивали в многодневных заторах по пути. Это были недоработки организатора перевозок, которые сегодня, как надеется Москва, удалось устранить.

Пока же Россия и Япония по-прежнему ориентируются на общий план экономического сближения, утвержденный еще в 2016 году в Сочи. Владимир Путин в его рамках анонсировал 80 совместных проектов, Абэ говорил о 130. Но конкретные договоренности, насколько известно, пока не заключены – возможно, каких-то прорывов Москве и Токио удастся достигнуть на ВЭФ 11-13 сентября", - заключает Валерий Кистанов.

Экономика сегодня