27.07.07

Янис Юрканс: «Транзит как зеркало латвийской политики»

«Нынешнее состояние транзита есть отражение всей 16-летней политики государства - как внутренней, так и не в последнюю очередь внешней, - непродуманной и недальновидной, бессистемной и безграмотной», - утверждает первый министр иностранных дел независимой Латвии, в недавнем прошлом лидер Партии народного согласия и депутат четырех Сеймов, а ныне президент Балтийской ассоциации транспорта и логистики Янис Юрканс.

Сегодня вклад транзита в ВВП Латвии составляет 14 процентов. Много это или мало? Вряд ли кто скажет, потому что никто и никогда не считал его возможности, никто транзитом как отраслью экономики не занимался.

Наши козыри биты

- Наше географическое положение, наши порты - это богом данные «полезные ископаемые», как в России нефть или газ. Больше у нас ничего нет. С трибун государственные мужи только и говорят об этом нашем преимуществе, а транзит так и не стал приоритетной отраслью.

- А разве у нас есть программа экономического развития страны? Глава Банка Латвии Илмарс Римшевич заметил, что в вымученном перспективном плане - одни эмоции. Не названы приоритетные отрасли, на которые правительство обращает внимание, определяя участие государства и частного капитала, развитие смежных отраслей и т. д.

Наши географические условия оценили уже ганзейские купцы, приехавшие в Великий Новгород с предложениями о торговле еще в первой четверти XV века. С советских времен нам достались оснащенные и развитые порты, и инфраструктура была достойная. А такое наше преимущество, как знание русского языка! Эти козыри были у нас на руках, и все оказались биты.

Начиная с первого правительства Годманиса, в котором я возглавлял МИД, все хотели одного - побыстрее и подальше убежать от России. Делалось это в угоду национал-радикалам, не такой уж значительной части национально настроенного населения. Как министр я пытался менять курс, но были установки Сейма, Кабинета, в которые я не вписывался, потому через два с половиной года и был отставлен.

Возьмите пресловутую нефтетрубу. Если бы правительство шевелило мозгами, отдали бы россиянам, скажем, треть или даже половину трубы, да она бы оставалась полной.

- Помню, вынашивалась идея сделать Вентспилс российским портом по примеру голландского Роттердама, работающего на Германию и фактически ей и принадлежащего. Но внутренняя и внешняя политика Латвии была не слишком комфортна для межгосударственных отношений...

- Та идея была верной, но одно дело мечтать, другое - делать. Государство отдалось во власть политики и не думало о том, как зарабатывать деньги. Правительства не вмешивались в транзитные процессы, и вентспилсские портовики так взвинтили тарифы, что россиянам просто ничего не оставалось делать, как начать прокладывать свои транзитные артерии, не зависящие от наших капризов.

Тогда никто не верил в успех намерений России. Дескать, нереальные сроки, миллиардные вложения, да и Финский залив, мол, не лучшее место - и далековато, и замерзает и т. д. Но России потребовалось всего два года, чтобы отстроить мощные терминалы, проложить новую трубу, умножить ледокольный флот. Нашу же трубу можно сдавать в металлолом. Если Россия и решит ее купить, Латвии придется вложить огромные деньги в ее реанимацию.

Ясно же, транзитная структура - труба ли, терминалы и т. д. - успешны, если принадлежат тому, у кого продукт - нефть, газ, удобрения и т. д. В Латвии понимания этого нет, зато есть политика препон на пути российских денег в нашу экономику. У нас никогда не выполнялся основной закон - политика должна обслуживать экономику. Ну нет у людей во власти политического мышления, нет способности заглянуть за горизонт.

- Наши политики попали в зависимость от США, которым выгодно рассматривать Балтию, и в частности Латвию, в качестве раздражителя в отношениях России с Европой.

- Так и есть. Не все европейские страны поддержали американскую авантюру в Ираке, и США начали прижимать маленькие страны, особенно новичков Евросоюза. Я считаю, что Латвия, как член НАТО и ЕС, должна была выждать и действовать в соответствии с их решениями: решит НАТО послать в Ирак войска - Латвия будет участвовать. Но мы хотели выслужиться, выказать почтение «старшему брату» и оказались в политической яме. Никто не признается, что такая политика и на транзите сказалась.

Каждый бьется в одиночку

- Что-то не видно, чтобы минэкономики воспользовалось советами Института экономики. Каждый почему-то предпочитает биться в одиночку...

- Ничего удивительного. У нас есть десятки всевозможных ассоциаций и в транзитном бизнесе, и в банковском, в сфере недвижимости и т. д. и т. п. Все разделены, все окучивают лишь свои «поляны».

В нашу Балтийскую ассоциацию транспорта и логистики входят 11 компаний, это, понятно, далеко не все, связанные с транзитным бизнесом. Есть ассоциация автоперевозчиков, которая тоже бьется как рыба об лед, никак не объединятся предприятия логистики, раздроблены портовики. А вы представляете, какую силу представит единая ассоциация, объединяющая большинство компаний, занятых в транзитном бизнесе, как она сможет ставить вопросы перед правительством и заставить его понять немудреную формулу: что выгодно транзитному бизнесу, выгодно стране. Потому что транзит - курочка, несущие золотые яички.

- Сейчас через латвийские порты ежегодно переваливается около 170 тысяч контейнеров, и уже говорят о рубеже в один миллион. А как их вывозить? Инфраструктура у нас отсталая, автодороги узкие и разбитые, на КПП по полторы тысячи машин простаивает. Пару лет назад заговорили о контейнерных поездах, кажется, всего два рейса и состоялось. Так как же вывозить этот миллион контейнеров?

- Сначала их надо получить. Захотят ли отправители пользоваться нашими портами? Проблему вывоза грузов вообще, и контейнеров в частности, нужно было еще 15 лет назад начинать решать. Но ничего не делалось и не делается все потому же: нет внятной экономической политики.

Конечно же, миллион контейнеров - это реально, но надо вкладывать деньги. Сейчас много говорят о Royal Baltija - из Эстонии через Латвию и Литву в Польшу, но на этом направлении грузопоток весьма незначителен. Надо срочно модернизировать дорогу в восточном направлении, нужен мост через Даугаву, ведь все составы идут через Ригу. Псковичи уже сейчас строят 280 километров автобана, наши же шоссе от Вентспилса, Лиепаи и Риги до восточной границы уже никаким нормам не отвечают.

Правительство, если решится сделать транзит приоритетной отраслью, должно помочь предпринимателям - тем, кто будет вкладывать в инфраструктуру, в расширение и оборудование КПП, в строительство терминалов и центров логистики, в создание рабочих мест, в подготовку кадров. Им надо давать налоговые послабления, которые с лихвой окупятся.

Нынешнее же повышение налогов на землю подкосит и производство, и терминалы. Налоги не должны быть равными для всех. Одно дело, скажем, Stockmann, Rimi или Maxima, и совсем другое - промышленные и портовые предприятия, особенно малые и средние, создающие материальные ценности и влияющие на структуру ВВП. И нормальный министр экономики должен это понимать.

Но смотрите, как меняются правительства, как одних неучей заменяют другими. Из всех министров экономики, пожалуй, лишь Штокенбергс что-то понимал в экономике. Но и он оказался неугодным. Когда-то был толковый министр Янис Аболтиньш, но его Годманис быстренько выкинул из правительства, потому что тот не хотел рвать связи и гробить налаженное производство.

Если наше правительство будет и впредь мыслить политически, а не экономически, мы так и будем плестись в хвосте. Много говорят о привлечении инвестиций, но когда предложения исходят из России, захлопывают двери. А ведь чем больше россиян вложатся в Латвию, тем стабильнее будет ситуация и в Латвии, и в Европе, потому что Россия не пойдет на какие-либо санкции, скажем, в энергетике или в том же транзите. Если бы не тормозили вступление России в ВТО, она уже давно играла бы по общим правилам. И если Латвии эти общие правила выгодны, она должна лоббировать вступление России во Всемирную организацию. Почему мы это не делаем? Старший брат не велит?

Россия встала на ноги. Не все там гладко, но она уже занимает то место на мировой арене, которое и должна занимать. Напрасно мы возмущаемся, что ее политика препятствует либерализации железнодорожных перевозок в Латвии. А почему она должны проводить в отношении Латвии льготную политику, не получая ничего взамен, а лишь упреки да плевки?

Кто ответит за убытки?

- Калвитис старается занимать более прагматичную позицию, вроде бы делает ставку на транзит, активен в этом направлении и Шлесерс...

- А разве не правительство Калвитиса два года назад торпедировало намечаемые потепления, пристегнув к пограничному договору декларацию? Там же были все нынешние - Пабрикс, Шлесерс, Демакова и прочие. Они же на два года заморозили и развитие транзита. Вспомните, как г-жа Демакова, едва усевшись в кресло министра культуры, отказалась встретиться с послом Белоруссии, а вскоре составы с белорусскими удобрениями ушли из Вентспилса в Клайпеду. Подобных примеров много. И кто ответил за убытки и неполученные прибыли, которые страна понесла в результате их якобы патриотической деятельности?

У нас вообще никто не отвечает за сотворенные дела-делишки. Кто-нибудь из десятка экс-министров экономики ответил, что ведомство в течение многих лет так и не сумело разработать перспективный план экономического развития страны? Да мы уже и забыли тех, чьи плоды сейчас пожинаем. Ни Годманис, ни его последователи ведь не ответили за то, что допустили раскол страны по национальному признаку, вызвав озабоченность серьезной Европы, осложнив отношения с Россией и подложив мину под транзит.

Беда всех наших правительств, а отсюда и беда всего государства в том, что они занимаются лишь собственным политическим выживанием, им не важны перспективы. Точнее, важны, но лишь для прохождения в следующий Сейм.

Наши местного масштаба олигархи испугались процесса в отношении Лембергса, каждый думает, а не придут ли завтра за ним. Они боятся, что это лишь начало, что придется отвечать за тот самый первый миллион, о появлении которого никто не любит говорить. И этот страх ужесточает борьбу за власть, за сохранение своих позиций, потому что каждый проигравший рискует оказаться в камере. Но пока они едины.

Те же народники внутри партии спорят, толкаются, но на публике выступают сплоченными рядами. Они понимают, что если развалятся и упустят власть, она очень больно ударит по ногам. И вся возня с поправками к законам о нацбезопасности шла ради того, чтобы иметь информацию, чтобы контролировать каждого и спасать при необходимости самих себя. На это, а не на разработку реальных перспективных планов развития экономики и уходят все силы.

Думаю, до конца года ситуация с Лембергсом разрешится, и тогда все определятся - кто воспрянет, кто спрячется. Лембергс, безусловно, имеет серьезное влияние на весь транзитный бизнес, у него есть свой взгляд на развитие отрасли, не берусь пока судить, верный он или спорный. Но не перестаю удивляться, как вся вентспилсская бизнес-группа умудрилась прирезать курочку, несущую золотые яйца. Можно спорить, но стрелять по собственным ногам...

- Своим невмешательством власть развитию отрасли не способствовала, хотя могла бы и помочь. У вас формировались контакты с министерствами экономики и сообщения, вообще с правительством?

- Мы старались налаживать такие контакты, но сотрудничество с нами министерству не нужно, мы им мешаем. Пригласили нас на обсуждение новых тарифов. Мы подготовили свои расчеты, показали невыгодность их увеличения, показали, за счет чего можно восполнить убытки железнодорожников. Нас вежливо выслушали, ни одно предложение не обсудили и приняли то, что сами наметили.

Увы, министры не понимают, что пока не будет нормальной программы развития, все больше грузов будет проходить мимо наших портов. И пока не будет специального ведомства, может, даже не министерства, ведающего всеми вопросами транзита, развиваться эта отрасль будет стихийно и с большими проблемами. А мы, не объединившись, не сможем в полной мере лоббировать интересы транзитчиков. Да и транзитчики предпочитают пока конкурировать между собой или выживать в одиночку. Такую уж страну мы создали - каждый выплывает сам по себе.

Это говорит лишь о нашей незрелости - политической, предпринимательской, социальной. Хотя к 17-му году независимости можно было бы и созреть...

Досье
С мая 1990 года по октябрь 1992-го Янис Юрканс был министром иностранных дел - первым в истории Второй республики. В марте 1994 года стал одним из отцов-основателей Партии народного согласия. Был депутатом V (1993 год), VI (1996 год), VII (1999 год) и VIII (2002 год) Сеймов. В настоящее время возглавляет Балтийскую ассоциацию транспорта и логистики, объединившую 11 компаний транзитного бизнеса.


«Не умею не брать в голову»

- Вы так остро реагируете на происходящее в стране...

- 15 проведенных в политике лет не отпускают. Я никогда никому не завидовал, а сейчас завидую тем, кто умеет отстраниться, как говорят латыши, ничего не брать в голову и жить как бы вне государства, но мне это не удается.

Мы живем в скандалах, а хотелось бы кого-то уважать. Но кого? Госпожу Вике-Фрейбергу? Да, она сделала что-то полезное для страны, но в последние пару месяцев все смазала, не справившись с откровенно бабскими эмоциями.

И почему она вдруг решила, что народ ее очень любит? Тем, как народ дружно провалил абсолютно дурацкий и безграмотный референдум, он и проявил отношение к ней.

Истеричными заявлениями в адрес Эндзиньша, «Центра согласия», правительства Калвитиса, виртуальных «стипендиатов» она же подрубила нашу не очень зрелую демократию. Разве ж можно за это уважать?

Информационный портал Даугавпилса; 27/07/07