13.03.09

Взгляд другой стороны

Взаимоотношения российских и прибалтийских транспортников далеки от идеальных, нередко причиной разногласий становятся заявления политиков. Это вредит экономическому партнёрству, но вряд ли разрушит его навсегда. Общие интересы – увеличение притока грузоотправителей и экономия транспортных издержек – по-прежнему обязывают всех участников поддер­живать друг друга.

Вместо амбиций – расчёт
Калвис Витолиньш, совладелец латвийской компании по логистическим решениям и консультациям «Логистикас Партнери»:
– Сейчас логистика вполне способна стать одним из «спасательных кругов» для Латвии. Услуга, ориентированная на экспорт, традиционно гарантирует весомую прибыль. Однако и это можно оспорить, если быть слишком самонадеянным: у нас в республике много неудачных проектов только потому, что их инвесторы следовали принципу «хочу и построю центр логистики, всё равно банк даст денег сколько надо». И не важно, будет ли центр востребован, придут ли туда клиенты. И только теперь ясно, что многие объекты невозможно спасти, потому что с самого начала там не было экономики, а только одни амбиции.

Сейчас эта отрасль в Балтии переживает не лучшие времена: грузопоток сокращается, зарплаты снижаются. Но в то же время пришло понимание, что сейчас настал момент для настоящих профессионалов, которые способны решать задачи гораздо эффективнее, чем их амбициозные предшественники. Новации предусматривают создание логистических центров для обслуживания целых составов поездов, а также введение новой системы сотрудничества портов и железной дороги.

Наконец-то начали проявлять заинтересованность в усовершенствовании законодательства наши власти. Мы надеемся на введение облегчённых систем растаможивания грузов и отсрочки по уплате НДС, тогда новые логистические решения будут внедряться по нормальной цене. Напомню, что от завышенных цен на направлениях страны Евросоюза – Москва до сих пор страдал именно российский потребитель, выступая конечным получателем. Но с введением новых правил с этой несправедливостью можно будет покончить.

Испытание транзитом
Сергей Артемов, председатель правления АО «Мууга СТ» (Таллин): – Разразившийся кризис стал суровым экзаменатором для всех участников перевозочного процесса. Полагаю, что нынешний год будет наиболее трудным в этом плане и для нашей республики. Об этом свидетельствуют стартовые результаты большинства компаний: резко сократились перевозки грузов судами. Не лучше обстоят дела на железной дороге.

Ныне одна из важнейших задач нашего терминала – привлечение грузоотправителей. Мы прекрасно осознаём, что для этого необходимо резко повысить качество сервиса и разнообразие услуг, совершенствовать IT-системы. И, конечно, максимально эффективно использовать новые мощности. В ноябре прошлого года на нашем терминале началась эксплуатация модернизированного комплекса по обработке железнодорожных платформ. Этот объект включает в себя четыре ветки, площадки для складирования и мониторинга рефрижераторных контейнеров, кран RMG для их обработки и другие высокопроизводительные механизмы. За счёт расширения парка железнодорожных подъездных путей комплекс способен принимать одновременно под обработку до 60 условных вагонов. Инвестиции в создание этого комплекса составили около 6 млн евро. А всего в 2008 году в развитие мощностей было вложено более 10 млн евро.

Расширение парка железнодорожных подъездных путей уже даёт первые результаты. Объём маневровых работ у железнодорожников снизился в разы. И сегодня уже стало возможным отгружать два поезда ежесуточно.

За прошлый год терминал обработал 180,9 тыс. условных контейнеров, рост составил всего 0,2%. Но такой результат достигнут на фоне снижения грузоперевозок. Сегодня много говорят о перспективности контейнерных перевозок через Эстонию. Но одной лишь рекламы выгодного географического положения республики, а также небезграничных возможностей терминала, построенного нами «с нуля», недостаточно. По нашему мнению, именно сейчас следует прилагать максимум усилий для развития экспортного производства и налаживания межгосударственных отношений. Это касается и железнодорожников, которые также должны сейчас идти навстречу рынку, предлагая новые услуги. Даже в условиях общего снижения перевозок контейнерных грузов этих объёмов достаточно на полносоставные поезда, а ставки на подобные перевозки существенно ниже, чем на транспортировку одиночных контейнеров. Именно для увеличения железнодорожных отправок и был реконструирован парк железнодорожных подъездных путей нашего терминала.

Железнодорожный транзит должен сегодня стать привлекательным как по цене, так и по стабильно коротким срокам доставки. Считаю, что железнодорожникам вполне по силам конкурировать с международными автоперевозчиками на российском и азиатском направлениях. Преимущество в значимом выигрыше по времени: ведь продолжительность рейса Таллин – Москва – Таллин для автоперевозок составляет 8 – 9 суток при удачном прохождении границы.

«Гудок», 13.03.2009