22.09.15

Выходя за границы магистрали

овая модель управления позволит эффективно использовать инфраструктуру дороги

В непростых экономических условиях Приволжская дорога наращивает объёмы грузовых перевозок, при этом повышает качество работы, направленной на удовлетворение потребностей клиентов. Наш разговор о том, что помогло достичь таких результатов и каковы перспективы дальнейшего развития.

– Александр Васильевич, Приволжская – одна из немногих дорог, которая сумела в этом году увеличить объёмы грузооборота. Что этому способствовало и стоит ли ожидать дальнейшего роста грузоперевозок?

– При некотором снижении погрузки на сети нам удалось добиться неплохих результатов. За семь месяцев дорога выполнила как эксплуатационный грузооборот, так и тарифный. Эксплуатационный в целом по дороге составил 103,1% от плана и 105,5% от уровня аналогичного периода 2014 года. Тарифный грузооборот с учётом порожнего пробега составил 102,4% от плана и 105,2% к уровню прошлого года.

Сегодня услуги Приволжской дороги по перевозке и сопровождению грузов востребованы у грузоотправителей. И это не случайность, а закономерность. Дорога является транзитной и соединяет европейскую часть России с железными дорогами Казахстана, Средней Азии и Кавказа. Она обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включая в себя часть международного транспортного коридора «Север – Юг», который интегрирует Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией. Оправдывая своё транзитное положение, дорога на протяжении многих лет развивает полигонные технологии.

Это позволило перейти на более качественный уровень организации и управления перевозочной деятельностью, выходя за рамки границ магистрали, и практически избавиться от барьерных мест на междорожных стыках. К примеру, на участке Им. Максима Горького – Котельниково, по которому движутся грузы из Кузбасса в порты Азово-Черноморского бассейна, а после строительства моста через Керченский пролив они пойдут и в порты Крыма, с 2008 года ведём строительство сплошных вторых перегонных путей.

Это даёт возможность беспрепятственно пропускать грузопотоки на данном направлении. В настоящее время их объём возрос по сравнению с 2008 годом на 17,3%.

– Какие полигонные технологии используются на других направлениях и что они дают грузоотправителю?

– Использование полигонных технологий неуклонно приводит к распределению нагрузки между техническими станциями, в том числе за счёт применения накладных плеч работы локомотивных бригад. Это позволяет гибко управлять транзитным вагонопотоком не только при возрастающих его объёмах, но в том числе и при выполнении ремонтно-путевых работ. Таким примером является развитие и совершенствование полигонной технологии работы на двух направлениях: Оренбург – Новоперелюбская – Анисовка – Им. Максима Горького и далее, а также Оренбург – Новоперелюбская – Сенная – Кочетовка.

К примеру, при проведении «окон» на кропачёвском направлении поездопотоки, следующие из Сибири и Южного Урала в порты Черноморского побережья, целесообразно пропускать по параллельному ходу Челябинск – Карталы – Оренбург – Новоперелюбская и далее через Приволжскую магистраль. Тем более это направление нами усилено благодаря завершению формирования полноценного локомотивного комплекса депо Ершов. Предприятие пополняется новыми тепловозами 2ТЭ116У, позволяющими поднять вес на рассматриваемом полигоне с 4 до 6 тыс. тонн, что делает перевозку грузов более эффективной. Надеемся, участники перевозочного процесса оценят преимущества пропуска транзитного грузопотока по данному направлению.

– Планируется ли рост показателей за счёт местного грузоотправителя?

– ООО «ЛУКОЙЛ Волгоград-нефтепереработка», один из самых крупных грузоотправителей дороги, запустило новые мощности по переработке нефти. Это позволит предприятию на 25% увеличить переработку нефти, а мы, начиная с четвёртого квартала, ожидаем увеличения погрузки до 600 вагонов в сутки по станции Татьянка. Надо сказать, что уже сегодня увеличена погрузка до 420 вагонов в среднем в сутки. Это на 100 вагонов больше прошлогодних показателей. Частично это связано с уменьшением объёмов погрузки на водный транспорт в навигационный период. А к 2017 году ожидается дальнейшее увеличение роста отгрузки.

Естественно, потребуется изменение технологической работы не только станции Татьянка, но и в целом Волгоградского узла с последующим развитием перерабатывающей способности самой станции.

На основании планируемого увеличения переработки нефтепродуктов и увеличения объёмов погрузки дорогой по просьбе ОАО «ЛУКОЙЛ-Транс» разработаны технические условия на проведение реконструкции, в которой эта компания планирует принять участие в качестве крупного инвестора, вложив средства в развитие железнодорожной инфраструктуры общего и необщего пользования.

Ещё один крупный наш грузоотправитель – ЗАО «Северсталь – Сортовой завод «Балаково» выходит на проектную мощность. Мы рассчитываем по итогам года отгрузить до 1 млн тонн сортового проката. Сегодня нам есть что возить, причём это высокомаржинальные грузы.

– Готова ли дорога к беспрепятственному пропуску возрастающего грузопотока?

– Сегодня на дороге есть резервы пропускных способностей. И даже к 2020 году при ожидаемом увеличении объёмов перевозок за счёт открытия новых месторождений нефти на севере России и увеличения грузопотока из Республики Казахстан наши пропускные возможности не будут исчерпаны.

Однако на дороге существует ряд инфраструктурных ограничений. Если их не снять, пропуск грузопотока будет затруднён по таким объектам, как Саратовский узел, включая станцию Саратов-1, по станциям Им. Максима Горького и Гумрак. Также барьерным местом являются однопутные перегоны на участке Им. Максима Горького – Котельниково. В настоящее время часть инвестиционных проектов, направленных на решение этой задачи, реализуется. Так, в Саратовском регионе предстоит выполнить техническое перевооружение станции Анисовка и построить новый мост через реку Волга на участке Саратов – Урбах. В Астраханском регионе будет продолжено строительство вторых путей на участке Трубная – Верхний Баскунчак с реконструкцией пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на станции Аксарайская-2. Ведутся строительство моста через реку Ахтуба и развитие станции Трубная в Волгоградском регионе.

Также в рамках программы комплексной реконструкции участка Им. Максима Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла продолжим строительство вторых путей с полной ликвидацией однопутных перегонов на участке Им. Максима Горького – Котельниково и организацией сквозного пропуска грузовых поездов до станции Сальск Северо-Кавказской дороги. Проведём большую реконструкцию станции Гумрак со строительством путепроводной развязки. На участке Морозовская – Волгоград завершим строительство нового моста через реку Дон.

– Какие сложности дорога испытывает в связи с переносом до 2030 года проекта реконструкции станции Саратов-1 со строительством западного обхода Саратовского узла?

– С учётом недавних решений Президента России о строительстве Керченской переправы мы ожидаем дополнительного увеличения поездопотока в направлении Республики Крым. Однако, учитывая вышесказанное о загруженности дороги, надо отметить, что Саратовский узел загружен ещё более и пропуск дополнительных объёмов возможен только при решении этого вопроса.

Строительство западного обхода даже при существующей ситуации намного бы ускорило продвижение поездопотока на этом направлении и сократило бы сроки доставки грузов, что является основным приоритетом в привлечении клиента.

– Компания поставила перед коллективами железных дорог две главные задачи – повысить эффективность производства и научиться зарабатывать не только перевозочной деятельностью. Есть ли у дороги положительный опыт в этих областях?

– В этом году моторвагонное депо Анисовка первое на сети освоило капитальный ремонт такой сложной техники, как рельсовые автобусы. До этого ремонт производился на московских заводах. Его себестоимость в деповских условиях сократилась более чем на 15% по сравнению с заводскими ценами. А качество выросло. До конца года мы отремонтируем 6 РА2 и сэкономим 28,9 млн руб. А в следующем году запланирован ремонт до 20 РА2. Заказы разместили Свердловская, Восточно-Сибирская, Южно-Уральская и Приволжская дороги. В перспективе планируем производить ремонт для всей сети.

Однако загрузка ремонтных мощностей предприятия составляет только 80%, и это с учётом проводимых для всей сети тяжёлых видов ремонта колёсных пар рельсовых автобусов и полного их освидетельствования. Поэтому в настоящее время в депо ведутся работы по организации ремонта моторных колёсных пар электропоездов для полигона дорог Центральной России. Сейчас эту работу выполняет Красноярский электровагоноремонтный завод. Только на транспортировку одной платформы с 13 колёсными парами в Красноярск расходуется более 140 тыс. руб. А в год нам приходится ремонтировать до 50 колёсных пар.

Благодаря целенаправленной работе уже сегодня к нам обратились ОАО «Северо-Западная пассажирская компания» и ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» с просьбой рассмотреть возможность ремонта собственного подвижного состава и колёсных пар.

В текущем году Приволжская магистраль завершила строительство нового ПТОЛ на территории ремонтного локомотивного депо Ершовское, тем самым поставив точку в создании единого ремонтного комплекса на станции Ершов.

Кроме того, на дороге продолжается работа по освоению передовых методик и инструментов бизнеса. В частности, это бережливое производство, эффективное взаимодействие с другими видами транспорта, формирование новых транспортных продуктов. Примером последнего может послужить комплексное транспортное обслуживание игроков строительного рынка. Так, начиная с 2014 года бизнес-единицами транспортно-логистического бизнес-блока холдинга организована работа по транспортировке минерально-строительных грузов в регионы обслуживания Приволжской дороги с предоставлением комплекса сопутствующих услуг. В настоящее время заключено три договора поставки в Астраханский и Саратовский регионы. Договорные условия помимо организации выгрузки щебня причастными подразделениями дороги предусматривают оказание услуг по предоставлению подвижного состава, слежению за продвижением вагонов по всему маршруту следования. Эта работа позволила в текущем году дополнительно привлечь на железнодорожный транспорт более 180 тыс. тонн инертных грузов.

В рамках деятельности транспортно-логистического бизнес-блока также проводится работа по совершенствованию системы логистики промышленных предприятий регионов Приволжской дороги. Положительным примером может послужить аутсорсинг внутренней логистики ЗАО «Северсталь – Сортовой завод «Балаково». В целях оптимизации перевозок сырья и готовой продукции на станции Балаково было открыто собственное подразделение АО «РЖД Логистика». Дочерняя компания ОАО «РЖД» обеспечила полное обслуживание пути необщего пользования длиной 15,7 км, расположенного на территории завода. Наряду с маневровыми тепловозами организована работа локомобиля Merceedes-Benz Unimog. В целом оптимизация логистических процессов позволила на 25% снизить время простоя вагонов на подъездном пути, тем самым увеличив объёмы суточной отгрузки.

– Дорога совершенствует и пассажирское сообщение. В июне по маршруту Волгоград – Астрахань начал курсировать первый скорый поезд «Дневной экспресс». Но перевозчик АО «ФПК» давал не очень хороший прогноз, опасаясь, что курсировать поезд будет с минимально допустимой населённостью. Как сегодня обстоят дела и планируется ли развивать межобластной вид сообщения?

– Риск всегда присутствует, когда начинаешь новое дело. Этот поезд почти в два раза превысил наши самые оптимистичные ожидания. Заполняемость шести вагонов составляет от 78% и выше. Это говорит о том, что наша работа востребована обществом. Это вдохновляет на дальнейшее развитие. Сегодня рассматриваем другие перспективные направления, например Саратов – Волгоград и Саратов – Самара.

– Ещё одна важная составляющая деятельности дороги – участие в разработке современной модели управления холдингом. Вместе с Октябрьской Приволжская дорога стояла у истоков создания процессной модели управления. Что делается сегодня?

– На протяжении трёх лет дорога является активным участником разработки предложений по совершенствованию системы управления холдингом, которые в первую очередь направлены на создание условий повышения доходов и сокращения издержек компании. Они помогут эффективно использовать всё улучшающиеся технологические возможности на полигоне дороги. И многие наши предложения уже приняты руководством ОАО «РЖД» и реализуются.

В настоящее время идёт переформатирование компании для того, чтобы реализовать задачи cтратегии развития холдинга до 2030 года. Она будет ориентирована на клиента. Тогда как раньше мы подчиняли клиента собственным производственным процессам. Клиентоориентированность и развитие бизнеса – основа развития холдинга.

В 2016 году завершится формирование новой системы. Органы управления бизнес-блоками как единые центры ответственности будут наделены действенными инструментами управления. Мы уйдём от проблем разобщённости бизнес-единиц и создадим условия для синергии. Это позволит эффективно использовать инфраструктуру магистрали, применять те средства, которые были вложены в её развитие.

Гудок