09.07.07

Все дороги ведут в порт

В Морском торговом порту Усть-Луга открыт универсальный перегрузочный комплекс. Говорят, что это место в Лужской губе Финского залива понравилось еще Петру I. Потом к идее строительства здесь порта возвращались не раз. Пока, наконец, пятнадцать лет назад за его реализацию не взялись всерьез.

Больше грузов – меньше зависимость

По словам губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, «были взлеты и падения, было неверие и противостояние, и только последние шесть лет порт начал бурно развиваться». О значимости же самого события свидетельствовала весьма представительная делегация, прибывшая в порт на вертолете. В ее составе были первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, представитель Президента в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, президент Российских железных дорог Владимир Якунин и другие официальные лица. Тесно обступив схемы и планы развития усть-лужского порта, они внимательно слушали сообщение председателя совета директоров Валерия Израйлита, который спокойно и деловито рассказывал о том, как продвигается строительство. Но особого внимания заслужил, конечно же, новый универсальный перегрузочный комплекс (УПК).

Предназначенный для приема, хранения и отгрузки на экспорт железорудных окатышей, чугуна в чушках, черных и цветных металлов, генеральных и навалочных грузов, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также строительных материалов и оборудования, он должен полностью разрешить проблемы нестандартных и негабаритных грузов, прибывающих в Петербург морем.

В состав терминала входят: два причала общей длиной 585 метров, открытые складские помещения общей площадью 40,3 тыс. кв. метров, подъездные железнодорожные пути и переезды, автодороги, комплекс объектов административного, бытового и технического обеспечения. Такая инфраструктура позволяет предоставлять стивидорные услуги (контроль за поступлением грузов, а также ходом погрузки/выгрузки судов, погрузо-разгрузочные работы), транспортно-экспедиторское обслуживание грузов, документальное оформление перевалки грузов, согласование с грузовладельцем плана прихода/отхода речных и морских судов, а также декларирование грузов и агентирование судов. Выступая на церемонии, первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов отметил, что российские морские порты «по грузообороту уже вышли на объемы, превышающие советский уровень». Открытие же нового УПК позволит «еще больше загрузить российскую экономику» и сделать ее «менее зависимой от транспортных услуг соседних стран».

Планов громадье

К 2010 году в Морском торговом порту Усть-Луга намерены ввести в эксплуатацию контейнерный терминал, терминалы по перевалке нефти и нефтепродуктов, а также по перевалке технической серы и нефтехимии. Кроме того, будет построен терминал по перевалке генеральных грузов. Сейчас же главная задача – ввести в строй многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2», который должен обеспечить прием, хранение и перевалку не менее 4 млн тонн экспортно-импортных грузов в год. Важность этого объекта подтверждается и тем фактом, что именно его в первую очередь и демонстрировала компания на проходящем недавно в Санкт-Петербурге XI Международном экономическом форуме. И именно на его строительство Усть-Луга получит из федерального инвестиционного фонда 2,14 млрд рублей. Решение о чем было принято на заседании правительственной комиссии по инвестпроектам, которое состоялось в апреле этого года. По словам специалистов, этот специализированный комплекс предназначен для перевалки накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов, а также древесных топливных гранул. Приоритет отдается автомобильному терминалу.

Планируется, что первое судно с автомобилями на борту комплекс сможет принять уже в августе-сентябре этого года. Пропускная способность первого пускового комплекса составит 100 тыс. автомобилей. А когда он выйдет на проектную мощность (по планам, это лето 2009 года), то обеспечит прием, хранение и перевалку не менее 360 тыс. легковых автомобилей в год.

Плюс инфраструктура

Как заявил во время открытия УПК президент Российских железных дорог Владимир Якунин, в целях обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов в направлении порта Усть-Луга реализуется инвестиционный проект «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». По его словам, с начала года в него было инвестировано около 1,4 млрд рублей. Всего же в 2007 году объем вложений компании составит 5,4 млрд рублей.

Кроме того, планируется строительство дороги Усть-Луга – Луга – Новгород. Известно, что это будет федеральная трасса первой категории, которая обеспечит выход на дорогу Петербург-Россия и перевозку грузов автомобильным транспортом к порту Усть-Луга. На XI Петербургском экономическом форуме губернатор Ленобласти Валерий Сердюков подтвердил слухи о том, что разрабатывается проект организации промышленно-производственной экономической зоны в районе порта Усть-Луга. По его словам, в этой зоне предполагается построить завод по переработке сахара-сырца, производство по очистке растительного масла, ряд других предприятий. Рассматривается и обсуждается также вопрос о возможности строительства в этой зоне алюминиевого завода.

Напомним, что Морской торговый порт Усть-Луга строится в рамках целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на принципах государственно-частного партнерства. На 1 января 2007 года в этот проект было инвестировано 16,5 млрд рублей, из них частных инвестиций – 9,2 млрд рублей, остальные – государственные.

Restate.ru; 09.07.07