19.08.05

Воздушные грузоперевозки теряют привлекательность

Мировой кризис рынка грузовых авиаперевозок, разразившийся в связи с резким всплеском цен на топливо, в России усугубляется внутренними проблемами. В итоге за последние полгода общий объем перевозки грузов российскими авиакомпаниями сократился на 2,2%, а цены на доставку грузов начали расти.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), объемы мировых грузовых авиаперевозок выросли в первом полугодии 2005 г. всего на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отставание в росте по сравнению с показателями первого полугодия 2004 г. - без малого 10%. В России же объем рынка воздушных грузоперевозок показал и вовсе печальные результаты: грузооборот на международных линиях с января по июнь сократился на 3,44%, а на внутренних - на 6,63%. В России, по мнению участников рынка, самая большая проблема - неблагоприятный таможенный климат.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), с начала года потоки грузов из Китая практически сошли на нет. За I квартал 2005 г. в Россию было ввезено всего 1200 тонн товаров (в IV квартале 2004 г. этот показатель превышал 11 тыс. тонн, а за весь 2004 г. - 50 тыс. тонн). - Отправители грузов на восток - в Новосибирск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, на север - в Норильск, Новый Уренгой, Сургут, а также в труднодоступные для наземного транспорта регионы, такие как Якутск, Анадырь или Певек, испытывают серьезные затруднения по причине значительного сокращения полетов грузовых судов, - говорит Роман Баранов, замдиректора по маркетингу и развитию авиакомпании "Русское небо". - Емкости багажных отделений пассажирских судов справиться с таким потоком грузов не в состоянии, а чартерный рейс для перевозки груза только в одном направлении без обратной загрузки убыточен. Доставка грузов авиацией потеряла свою привлекательность.
Груз, в считанные дни доставленный авиатранспортом, порой на месяцы задерживается на таможне для сверки с контрактом, проверки сертификатов, определения соответствующих таможенных кодов и начисления пошлин. Пока пошлины не уплачены, груз в свободное обращение не выпускается, товар не продается. В результате авиационная перевозка теряет смысл, и заказчики постепенно делают свой выбор в пользу других видов транспорта или комбинированных способов доставки через соседние страны: туда - авиатранспортом, в Россию - автомобилями.

Финансовые Известия