Востребованы все существующие направления
Спекуляция землей для строительст-ва логистических терминалов и
складских комплексов стала неотъемлемой частью рынка.
С точки зрения местоположения наиболее выгодны прилегающие к КАД участки,
особенно в пределах 3-5 км от пересечений с основными магистралями. В ООО
<ФД Групп> уточняют, что это практически все направления: Мурманское,
Выборгское, Московское, Таллинское, Киевское. Большие терминалы строятся,
как правило, под конкретного заказчика для сдачи в аренду. Именно поэтому
они возводятся в узловых местах, близких к КАД, для того чтобы привлечь
большее число арендаторов, работающих в разных географических
направлениях. Такими местами являются Шушары, Ям-Ижора, Колпино, Тосно,
Янино, Уткина Заводь, район Кипени и др.
Стоимость земли в перспективных направлениях постоянно растет. Цена
предложения зачастую сильно отличается даже на участках, расположенных в
непосредственной близости друг от друга.
Ценовая гонка
Эксперты уверены, что цены на участки в некоторых случаях определенно
завышены. Основные запасы земли сконцентрированы у небольшого числа
собственников, и доступ к ним ограничен. Те земельные участки, что
предлагаются сейчас на рынке, продаются через нескольких посредников.
По признанию Кирилла Малышева, руководителя департамента складской и
промышленной недвижимости Colliers International, это игроки,
заинтересованные в получении <быстрых> денег на перепродаже, они не
собираются вкладывать средства в развитие земель.
Девелоперы руковод-ствуются иными мотивами. Приобретая участки, вкладывая в
их развитие, они рассчитывают на высокую доходность в долгосрочной
перспективе. Пока цена земли растет темпами, опережающими инфляцию и
обеспечивающими прибыль, не сравнимую с другими вложениями, спекуляция
будет непреодолимым соблазном для собственников земли.
Участки вдоль КАД будут продолжать пользоваться популярностью и расти в
цене. Для развития территорий на юге центр притяжения -- завод Toyota, на
севере -- завод Nissan, на востоке -- Ford.
Роман Уревич, руководитель отдела маркетинга Praktis CB, уверен, что число
участков, подходящих для возведения складской недвижимости, и по
категории, и по транспорт-ной доступности, и по инженерии (или тех,
которые можно <безболезненно> перевести в другую категорию и к которым
можно не слишком дорого подвести коммуникации) будет стремительно
уменьшаться.
Земля в Ленобласти дорожает еще и из-за строительства там крупных
производств.
Кстати
Порог цены, выше которого строительство складских комплексов становится
невыгодным, составляет $40-50 за м2.
Деловой Петербург (Санкт-Петербург); 19.04.2007