16.02.07

Войны логистов — по логике ВТО

В гостях у газеты «Бизнес Сибири в лицах» побывал Виктор Авдеев, генеральный директор ООО «Машкомплект», одного из самых крупных логистических центров за Уралом.

Виктор Александрович прогнозирует возможное поглощение транснациональными компаниями местных фирм, специализирующихся в логистике, уже через пять лет. Острая конкуренция местных компаний и с крупными московскими фирмами, и между собой с одновременным вторжением на рынки региона мировых лидеров отрасли после вступления России в ВТО — вот тот фон, на котором сибирские логисты будут осуществлять свою деятельность. И сумеют остаться в бизнесе далеко не все.

— Виктор Александрович, в последнее время логистика стала одним из самых модных направлений в бизнесе. Уже существуют специальные факультеты в вузах, проходит бесчисленное число семинаров и конференций по этой тематике. Как вам кажется, вступление в ВТО создаст новые возможности для этого бизнеса?

— ХХI век называют веком транспортных и информационных технологий. Транспортное и информационное обеспечение процессов продвижения товаров на рынки сегодня становится одной из главных задач для любого производителя во всем мире. Глобализация стирает границы. Грузооборот на маршрутах, соединяющих страны Восточной и Западной Европы с Азиатско-Тихоокеанским регионом, постоянно увеличивается. А самые кратчайшие маршруты для перемещения грузов проходят через Россию, конкретнее — через Сибирь. Конкурентоспособность транспортных маршрутов, проходящих через ее территорию, чрезвычайно высока. Поэтому Новосибирск, исторически занимающий самое выгодное географическое положение в регионе, автоматически имеет и самые высокие шансы на получение основной доли дивидендов от развития логистического бизнеса, создания мультимодальных транспортных узлов. Мультимодальными узлами называют интегрированные взаимоувязанные транспортные системы, основной задачей которых являются ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов от изготовителя к потребителю по варианту «от двери к двери». Изменяется и технология. Появляется разнообразная техника и перевозочные средства, меняется организация производства.

С вступлением России в ВТО ожидается значительный рост общих объемов грузовых перевозок. Уже через три года прогнозируется увеличение товаропотока почти в два раза. Это приведет к централизации и сокращению складского хранения и вызовет необходимость интенсивного скоординированного развития всех видов транспорта. Значение мультимодальных систем в таких условиях трудно переоценить. И сегодня такой мультимодальный узел уже строится в Новосибирске. Можно говорить о нашей принципиальной готовности к работе в новых условиях. И к тому объему грузов, который скоро потечет в (и через) Новосибирск, — тоже.

— Изменятся ли требования к качеству хранения? Ведь иностранные фирмы имеют свои стандарты, которые не всегда соответствуют тем, по которым привыкли работать в России.

— Иностранные поставщики уже давно и в больших объемах присутствуют на рынках России и Сибири. В частности, непосредственно наш складской комплекс предоставляет свои услуги многим десяткам крупнейших партнеров из стран — членов ВТО. И претензий к нашей работе нет. Сегодня качеству складских услуг уделяется достаточно много внимания. Но завтра критерии станут еще жестче. Мы готовы и к этим изменениям. С другой стороны, в 2006 году в Новосибирске был построен только один склад категории «А» — НЛК («Новосибирский логистический комплекс»). Все же остальные складские комплексы, которые относят к высшей категории, по большому счету, таковыми не являются. Они перестроены из бывших заводских цехов и во многом не отвечают необходимым для этой категории требованиям.

— Какие, на ваш взгляд, негативные последствия может принести вступление в ВТО для региона вообще и для Новосибирска в частности? — Всемирная глобализация для логистического бизнеса в Новосибирске это не только резкое увеличение объемов работы, изменение технологий и качественных характеристик. ВТО, принимая Россию, вынуждает нашу страну открывать свои рынки для зарубежных фирм.

Уже сейчас в регион пришли очень крупные московские игроки, и местным участникам рынка приходится достаточно трудно. С приходом же транснациональных компаний удержаться в бизнесе им будет совсем не просто. Надо признать, что областная администрация поддерживает местный бизнес, помогает ему. Но даже с теми льготами, которые предоставляет власть, многим фирмам, наверное, не под силу будет конкурировать с такими мировыми лидерами логистики, как тот же Маеrsk, который обязательно появится в Сибири.

С уверенностью можно прогнозировать, что местные компании вполне могут быть поглощены зарубежными гигантами. Как к этому относиться? Весь мир идет по такому пути. Допустим, раньше «Дирол» и «Кетбери» поставляли к нам на хранение разные фирмы-производители. Теперь эти торговые марки выпускает одна компания. Это нормально, если иметь в виду развитие бизнеса как такового. Как относится к этим вопросам обыватель? Наверное, ему все равно. А местный бизнес должен или готовиться к существованию в новых условиях, к жесткой конкуренции, к игре по иным правилам — правилам ВТО, или постараться с наибольшей выгодой для себя сойти со сцены. Третьего не дано.

Хотелось бы в этой связи сказать еще вот о каких проблемах. И московские фирмы, и транснациональные компании, приход которых на наш рынок все-таки неизбежен, очень весомо ослабят наполнение областного и городского бюджетов. А это серьезный и болезненный вопрос, который, конечно же, будет отражаться и на развитии инфраструктуры, и на социальной политике региона. Да и социальная ответственность местных бизнесменов всегда ощутимо выше.

Предприниматель, родившийся и учившийся в Новосибирске, постоянно живущий здесь, больше заинтересован в развитии родного города, чем приезжающий время от времени иногородний бизнесмен. У местных предпринимателей здесь учатся дети, они посещают спортивные секции, занимаются в творческих студиях. Поэтому местные бизнесмены, помогая культурным учреждениям, поддерживая спорт и образование, в какой-то мере заботятся и о себе, своих близких. Патриотизм ведь именно с этого и начинается — с желания приносить пользу там, где родился и вырос.

Так что процессы глобализации проходить просто и безболезненно не будут. Есть прогнозы и о росте безработицы, и о других сопутствующих вступлению в ВТО проблемах. Готовиться нужно к этому серьезно и основательно.

— Как бы вы отнеслись к идее создания некоего многоотраслевого бизнес-сообщества, объединившего в себе местных предпринимателей с целью совместно противостоять тем негативным явлениям, которые может принести для них членство России в ВТО?

— Сегодня столько всяких сообществ — и отраслевых, и созданных на основе других объединяющих принципов… Думаю, что идея создания ассоциации местных логистических предприятий вполне осуществима и имеет хорошие перспективы. Другой вопрос — кто этим займется? То же можно сказать и про сообщество местных бизнесменов. Любая, самая благородная цель любого объединения зависит от конкретных исполнителей, организаторов. Пока у нас все-таки в бизнес-среде больше конкуренции, чем каких-то объединяющих мотивов. Может быть, со временем что-то и будет меняться. Сегодня даже в нашем складском деле конкуренты часто действуют в отношении друг друга не совсем чистоплотно. Допустим, не ищут нового клиента, а просто переманивают его у коллег — играя на демпинге, используя систему «откатов» и т. д. Не нужно торопить события. Любая идея должна дозреть, должна быть понятна ее актуальность.

Почву для такого сообщества должны готовить прежде всего вы — пресса. В том числе и интересными публикациями о бизнесменах. Глядишь, понравится какой-нибудь материал про конкурента, и мы как начнем объединяться!

Cправка
ООО «Машкомплект» — лидер сибирской логистики, один из самых крупных за Уралом складских комплексов по занимаемой площади и количеству используемых палетто-мест.

Николаевский проспект; 16.02.07