Визовый занавес
Вступившее в силу соглашение ни на шаг не приближает Россию к безвизовому режиму
1 июня вступило в силу соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом об упрощении визового въезда, на которое наши власти возлагают большие надежды как на средство оживления отношений между Россией и ЕС. Однако маловероятно, что оно – несмотря на многообещающее название – приблизит россиян к безвизовым поездкам в Европу. Новую «степень свободы» получили только дипломаты, а также студенты и «деятели науки и культуры». Причем если с первыми все относительно понятно (на то им и выдаются дипломатические паспорта особого образца), то последним, как и прежде, придется получать визу, хотя и по облегченной процедуре. От основной же массы россиян Европа все еще отделена плотным «визовым занавесом» – как и Россия, заметим, от граждан Европы, уже не знающей границ и барьеров.
Как следует оценивать новое соглашение – как шаг вперед или как вынужденную уступку европейцев, брошенную надоедливым просителям в надежде на скорое от них избавление? Главным завоеванием для европейцев в их отношениях с Россией стал договор о реадмиссии, подписанный вместе с соглашением об упрощении визового въезда. В обмен на финансово обременительное для российской стороны обязательство принимать обратно всех нелегальных мигрантов, чей путь в Европу начался с ее территории, независимо от их национальности, ЕС предложил полупустое соглашение, ни на шаг не приближающее Россию к безвизовому режиму. Такой расклад возникает из-за асимметрии интересов – ведь сегодня представляется очевидным, что россияне стремятся в Европу сильнее, чем европейцы в Россию. Неумолимая статистика в лице Федеральной пограничной службы свидетельствует: число россиян, выезжающих в Европу, с каждым годом растет, а количество европейцев, желающих посетить нашу страну, сокращается. Особенно обидно, что это касается именно европейцев, не привыкших проводить ночи и дни в очередях у консульств (из 16 стран ЕС в 2004 году в Россию прибыли 2,16 млн. человек, а в 2006-м – всего 1,4 млн., то есть на 35% меньше, хотя число прибывающих из США, Японии, Австралии, Южной Кореи и Израиля существенно возросло).
Логично предположить, что заинтересованность России в отмене визового режима въезда в страны Европейского союза потребует от нашей страны более активных шагов по либерализации собственного миграционного законодательства. Однако в данной сфере не существует никакого четкого алгоритма действий, да и сама проблема безвизового въезда пока не превратилась в разменную монету в нескончаемом процессе торга между Россией и Евросоюзом. Между тем, если бы это произошло, Россия получила бы ценную «дорожную карту», которая впоследствии привела бы ее в ряды государств, чьи граждане свободно проходят в дверь с надписью «No entry».
Однако принцип взаимности при всей его важности не снимает проблемы. Многие государства, включая наших ближайших соседей – Украину и Грузию, – отменили визы для въезда на свою территорию для граждан США и Европы без надежды на скорую взаимность. Но и сама Россия ведет себя таким же образом, не спеша предоставлять право безвизового въезда в страну гражданам, например, Турции, Египта или Таиланда, где так комфортно проводят зимние месяцы сотни тысяч наших соотечественников.
Дополнительные сложности обусловливает и то обстоятельство, что в Европе нет программы, аналогичной американской Visa waiver program, устанавливающей четкие условия отмены визового режима в отношении граждан иностранных государств. Вот пять ее главных требований (взаимная отмена виз для американцев – дело само собой разумеющееся): власти соответствующей страны должны выдавать своим гражданам электронно считываемые документы единого образца; ими должна быть разработана программа внедрения биометрических паспортов; властям США должен быть обеспечен доступ к базе данных украденных документов и их бланков; в посольстве США в данной стране должен фиксироваться низкий уровень отказов в выдаче визы; доля прибывающих из данной страны лиц, нарушивших условия въезда в США, не может превышать 2% от общего числа въехавших в Соединенные Штаты граждан этой страны.
Хотя за несколько лет Россия и могла бы обеспечить соблюдение указанных условий, она вряд ли прошла бы тот «углубленный контроль», который в ряде случаев предусмотрен американским законодательством и предполагает тщательное изучение прозрачности производства и выдачи паспортов, статистику использования поддельных документов, оценку эффективности пограничного и таможенного контроля, мер по борьбе с наркотрафиком, торговлей людьми, организованной преступностью и отмыванием денег, а также готовность государства сотрудничать с зарубежными партнерами по вопросам правопорядка.
Учитывая, что из 15 государств – участников Шенгенского соглашения 14 участвуют в американской Visa waiver program, в вопросах безвизового въезда граждан в Европу Россия могла бы ориентироваться на американские требования до тех пор, пока ЕС не сформулировал свои – тем более что список европейских «озабоченностей» практически как две капли воды похож на американский.
Вряд ли сегодня европейцы опасаются массового «исхода» из России (хотя память о 1,3 млн. человек, переселившихся в Европу из бывших коммунистических стран, не вполне стерлась). Но число нелегальных иммигрантов, незаконно приобретающих российские паспорта, может вырасти – как и количество совершаемых ими преступлений. Комментируя вошедшее в силу соглашение об упрощении визового въезда, глава представительства Еврокомиссии в Москве Марк Франко назвал две проблемы, которые могут воспрепятствовать отмене виз для россиян. Это ненадежность выдаваемых в России документов и «отсутствие реального пограничного сотрудничества» между Россией и ЕС.
Впрочем, Россию неправильно было бы обвинять в бездействии. В последние годы она предприняла ряд мер, которые могут стать хорошими аргументами на переговорах о безвизовом въезде. Так, в декабре 2005 года была ратифицирована Европейская конвенция о защите персональных данных при автоматизированной обработке информации от 1981 года, в июле 2006 года – Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года; были урегулированы пограничные вопросы с Латвией.
Самое «острое», правда, осталось на десерт. К примеру, без подписания договора с другим пограничным государством – членом ЕС, Эстонией, Россия получит не безвизовый режим, а то, что пообещал президент Путин Латвии вместо Пыталовского района. Не менее сложно будет убедить европейцев и в том, что конвенции не только подписываются и ратифицируются, но еще и исполняются. Для этого России пришлось бы и «развивать соответствующую законодательную базу, касающуюся управления миграционными процессами», и делиться с европейцами информацией, «имеющейся в соответствующих национальных базах данных об утерянных и похищенных, выданных и незаполненных проездных документах для пополнения базы данных Интерпола», да и много чего еще.
Помимо решения этих проблем России необходимо пролоббировать пару совместных проектов с Европейским агентством по управлению границами (Frontex), тем более что такие предложения от ЕС уже поступали, – и тогда она будет хотя бы формально соответствовать негласным требованиям ЕС. Сроки, понятно, остаются неопределенными. Главное, чтобы к этому времени границы России не закрылись «на выезд» по политическим мотивам.
Независимая газета; 18.06.07