Виновны в ИЗНОСиловании
В 11 Вести +ТВ мы сообщили о том, что транспортная прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении начальника отделения контроля таможенной стоимости (ОКТС) Камчатской таможни Дмитрия Горбачева.
В силу географии таможня играет значительную роль в экономике полуострова. Понятно, что такое событие, как уголовное преследование ее сотрудника, далеко не рядового и многим хорошо известного, вызвало у наших читателей интерес. Да и уголовное дело само по себе неоднозначное.
Напомним: Д. Горбачеву предъявлено обвинение по части 3 статьи 286 УК превышение должностных полномочий, в результате которого пострадали интересы государства. Часть 3 тяжкие последствия . Таким образом, Горбачев оказался в одной компании с бывшим вице-губернатором КАО Соколовским, который был обвинен по той же статье (правда, потом суд переквалифицировал действия корякского вице-губа , убрав из обвинения тяжкие последствия ). В общем, обвинение более чем увесистое. Но в отличие от Соколовского Горбачев не взят под стражу, не уволен. И после законного отпуска Дмитрий Иванович, хотя и остается второй год под следствием, твердо намерен вернуться к обязанностям начальника ОКТС. Так виноват Горбачев или нет? Если виноват, в чем его вина? Насколько она тяжела?
Слово обвинению
Попытаемся ответить на эти вопросы. Но прежде вспомним, какие действия Горбачева дали повод для возбуждения уголовного дела. Вот факты с точки зрения следствия.
В октябре 1994 года камчатская компания Фиш Рейн купила в Японии судно РМС Юпитер за 380 млн иен. 8 лет, пока Фиш Рейн поэтапно за него расплачивался, оно эксплуатировалось за пределами России. Наконец, в 2002 году компания решила привести судно в Петропавловск и подала в Камчатскую таможню грузовую таможенную декларацию (ГТД) на оформление Юпитера .
В ГТД указывается стоимость судна. Из этой стоимости рассчитываются таможенные платежи. Но Фиш Рейн указал в декларации не 380 млн иен, а сумму почти в семь раз меньшую (в результате и таможенные платежи стали меньше, чем могли бы быть). Занижение стоимости представители Фиш Рейна объяснили так. За 8 лет после покупки состояние судна изменилось не в лучшую сторону. Отсюда потеря его рыночной привлекательности. К тому же квот на судно мало. В итоге оно уже не стоит тех денег, которые были за него заплачены.
Фиш Рейн заручился поддержкой в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ), которое подтвердило правомерность его действий. В результате первый заместитель начальника ДВТУ А. Терехин направил в нашу таможню письмо цитирую: При определении стоимости РМС Юпитер необходимо руководствоваться тем, что за период эксплуатации судно подвергалось износу. В связи с этим таможенная стоимость не может быть равной фактурной (т. е. первоначальной. Авт.) .
Но вот, по мнению Камчатской транспортной прокуратуры, снижение таможенной стоимости товара вследствие износа не предусмотрено законами, а письмо из ДВТУ носит рекомендательный характер, и его необязательно исполнять.
О том, что было дальше, читаем в обвинительном заключении: Заведомо зная о том, что решение о снижении таможенных тарифов либо предоставление льгот правомочно принять только Правительство РФ действуя умышленно, незаконно, вопреки интересам службы, Горбачев принял решение, что заявленная таможенная стоимость судна Юпитер с учетом износа должна быть принята таможней, а судно выпущено. Указанное дополнение к заключению Горбачев направил для исполнения в отдел таможенного оформления и таможенного контроля.
что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в виде уклонения ООО Фиш Рейн от уплаты надлежащих таможенных платежей в размере 22 367 803 руб. 99 коп .
Слово обвиняемому
Пора уже предоставить слово самому Горбачеву:
В деле обо мне сказано: Заведомо зная о том, что решение о снижении таможенных тарифов либо предоставление льгот правомочно принять только Правительство РФ . Но я к тарифу и льготам по нему не имею никакого отношения по своим должностным обязанностям. Кроме того тариф никто не занижал и льготы никто не предоставлял. От уплаты таможенной пошлины в полном объеме предприятие я не освобождал.
Отделение контроля таможенной стоимости, которое я возглавляю, корректировку таможенной стоимости не осуществляет. Этим занимается отдел таможенного оформления и таможенного контроля. До него мной доведено письмо-указание ДВТУ. Кроме того, в целях контроля таможенной стоимости в ДВТУ был направлен пакет документов с грузовой таможенной декларацией.
Почему уголовное преследование в отношении меня началось со статьи 188 УК РФ (контрабанда)? Постановление об уголовном преследовании по этой статье мне не было предъявлено. Затем оно было вообще прекращено. Хотя еще до возбуждения уголовного дела было очевидно, что факт контрабанды отсутствует. (Затем статью 188 заменили на статью 286).
Уголовное преследование началось по материалам сотрудников таможни А. Яцевича (зам. начальника таможни, сейчас на пенсии) и Д. Гусака. Почему они не исследовали вопросы таможенного оформления с привлечением отдела собственной безопасности (ОСБ), специалистов по таможенной стоимости ДВТУ, Камчатской таможни, а передали материалы сразу же в Камчатскую транспортную прокуратуру? Кроме того, товар оформлялся в 2002 году. Об этом знали практически все: руководство таможни, ДВТУ, ГТК, ОСБ, ФСБ. И никто не задавал вопросов. Значит, оформление было правомерным. Если по истечении такого большого срока у кого-то возникли вопросы по поводу его правомерности, то исследование должно проводиться объективно, а не на скорую руку.
По неофициальным данным, уголовное дело в отношении меня они хотели провернуть и закончить еще до 2004 года. Но что-то им помешало. Вероятно, отсутствие моей вины. Считаю, что перед направлением материалов в транспортную прокуратуру исследование признаков таможенного правонарушения происходило необъективно с целью испортить мне деловую репутацию и уволить, после чего назначить на мою должность другого человека, ослабить контроль таможенной стоимости на время длительного следствия.
Чтобы доказать правомерность своих действий, я написал рапорт, чтобы в отношении меня была проведена служебная проверка в Камчатской таможне. Проект результата служебной проверки носил объективно положительный характер. Но Яцевич, используя свое служебное положение, самолично исправил текст, затем принудил подписать его членов комиссии. Я вынужден был обратиться с жалобой в ДВТУ. Комиссия
ДВТУ признала служебную проверку, проведенную Камчатской таможней, несостоятельной, а мои действия в таможенном оформлении правомерными.
8 ноября 2004 года городской суд Петропавловска-Камчатского, куда было передано мое дело, вынес постановление возвратить его в прокуратуру, обязать прокурора в течение 5 суток обеспечить устранение допущенных нарушений. В установленный срок нарушения устранены не были. Получив дело назад, и. о. транспортного прокурора вынес постановление о дополнительном следствии, о чем меня никто официально не известил. Выходит, транспортной прокуратуре было мало года, чтобы доказать мою вину? Даже за больший срок невозможно доказать вину и умысел, если их нет. Можно только сфабриковать дело .
Слово свидетелям
Честно говоря, еще не видел подследственного, который не называл бы себя невинной жертвой. Мол, страдаю за свою честность и принципиальность. Но с делом Горбачева, похоже, действительно не все просто.
Пусть герой этой публикации не обижается, но для полноты картины я попросил нескольких человек, которые очень давно работают с таможней, дать ему характеристику. Мнения самые разные. Приведу два из них.
Мнение 1: Как специалист, Дмитрий Горбачев достаточно квалифицирован. В отделе, который он возглавляет, составить ему конкуренцию никто пока не может. Его принципиальность выражается только в том, что если ты приходишь в таможню с недостаточно подготовленными документами и пытаешься произвести таможенное оформление, то у него, как у любого таможенника, возникнут подозрения о занижении стоимости и он будет вынужден тебе ставить палки в колеса. А если у тебя все ровно, то и проблем практически не возникает.
В принципе, дорогу он никому не переходил. Это его работа стараться максимально выжать таможенные платежи из внешнеэкономической сделки .
Мнение 2: В абсолютную принципиальность сотрудника таможни вряд ли стоит сразу верить. Горбачев такой же человек, как и мы все. А кто из нас не любит радости жизни, хорошие машины и так далее?
Механизм определения таможенной стоимости сам по себе склонен к коррупции. Одним коммерсантам цену экспортируемого или импортируемого товара корректируют (в сторону увеличения, разумеется). Другим почему-то нет.
Допустим, вы владелец груза, который надо оформить в таможне. На начальном этапе его таможенная стоимость определяется в отделе таможенного оформления. Если заявленная вами стоимость инспектора отдела не устраивает, он предлагает вам ее корректировку на определенную сумму. Если сумма таможенных платежей увеличивается значительно, вы вправе не согласиться. Тогда декларация считается условно выпущенной до предоставления дополнительных сведений и передается в ОКТС, где начальник этого отделения Горбачев и его подчиненные (девушки, которым приходится объяснять разницу между береговой и морской заморозкой продукции, что влияет на ее цену) как раз и решают: признать ваше несогласие правомерным или оставить корректировку в силе.
И вот результат. Пять экспортеров отправляют на одном транспорте икру одного и того же месяца. Четверым делают корректировку таможенной стоимости продукции (увеличивают таможенную стоимость, соответственным образом увеличивая сумму вывозной пошлины). А пятому странным образом удается выпустить декларацию по цене продукции даже ниже средней, установленной самой таможней.
Эту лавочку рано или поздно должны прикрыть. В таможне есть отдел статистики, где ведется аналитическая работа. ДВТУ тоже все проверяет. И глядя на цифры, делают соответствующие выводы.
То, что дело против Горбачева ведут с нарушениями, вполне логично. В нашей стране по-другому не бывает. Так что ему можно и посочувствовать. Но агнцем безгрешным он отнюдь не является .
Подчеркну, что это мнение моего собеседника. И я с ним не во всем согласен.
Слово эксперту
Уголовное дело Горбачева проблема его одного. А вот таможенные платежи проблема очень многих. Поэтому предлагаю выйти за рамки нашего разговора. Уверен, только взглянув на все эти события масштабно, можно понять, почему наш герой попал в опалу.
Начнем с вопроса: износ судна может все-таки влиять на его таможенную стоимость? За консультацией мы обратились к декларанту компании Камчатимпэкс Юрию Васильеву.
Проблема определения таможенной стоимости (а именно судов, которые были приобретены давно, но заявляются в таможню только сейчас) стоит очень остро.
Наша компания на протяжении двух последних лет вела активную переписку с таможней по этому вопросу. Но все ее ответы носили отсылочный характер: мол, есть Таможенный кодекс, там и ищите. До настоящего времени эта проблема практически не решена.
В законе о таможенном тарифе есть ссылки на применение шести методов определения стоимости. Причем пять из них направлены на то, чтобы заставить участника внешнеэкономической деятельности заплатить как можно больше. Единственное исключение шестой метод, Резервный . Им и воспользовался Фиш Рейн .
Но этот метод не совершенен и трактуется таможней на ее усмотрение. Он практически неприменим, когда речь идет об уменьшении таможенных платежей. В итоге возникают двойные толкования. За мою практику еще ни разу не было решения об уменьшении таможенных платежей. Обычно берут по максимуму, а затем благополучно отбивают в суде свое решение
И вот в декабре 2002 года это негласное правило, по которому работают все российские таможни, было нарушено. Каким образом Фиш Рейну удалось добиться решения такого непростого вопроса в свою пользу, не важно. Важно, что это решение абсолютно справедливо.
Представьте: вы купили машину за три тысячи долларов. Как думаете, через 8 лет она будет стоить столько же? Вряд ли. За семь лет ее состояние изменилось. Она просто постарела. И, как следствие, уменьшилась стоимость.
С судном то же самое. На момент покупки его двигатель имел наработку тысячу часов. Через 8 лет уже 1,5 тысячи. Механизмы поизносились. Толщина корпуса изменилась. Ну с какой стати платить таможне за такой пароход как за новый? Все это прекрасно понимают. Но в законе такие ситуации не прописаны. Есть ряд норм, которые можно логически додумать и прийти к выводу, что износ все-таки учитывается. Но все боятся принимать подобные решения (а после случая с Д. Горбачевым тем более). Поэтому применяются общие нормативы о ввозе товаров. Хотя у этой позиции нет никакой логики.
Последнее слово за потерпевшим
Полагаю, уголовное дело в отношении Горбачева появилось так. Руководители нашей таможни не могут контролировать каждую сделку. Может, на решение по Фиш Рейну они не обратили особого внимания. А, может, были какие-то мотивы оставить все как есть. Тем более Фиш Рейн нашел понимание в ДВТУ. Опять-таки неважно, как.
Но потом обстоятельства изменились, тучи сгустились. На горизонте вдруг замаячила ответственность за причинение вреда экономическим интересам РФ в результате сделки с Фиш Рейном . Надо было срочно искать крайнего. Им оказался Горбачев.
Одновременно здесь, как и полагает он сам, могли вмешаться козни отдельно взятых должностных лиц, которые лоббируют интересы каких-то фирм. А интерес у всех один ускорить таможенное оформление. Скорее всего, речь идет не о рыбацких фирмах, а о тех, которые занимаются поставкой в регион автомобилей и прочего промышленного оборудования (так называемые товары из группы риска).
Когда были собраны материалы на Горбачева, их спихнули в транспортную прокуратуру. Та отпустить Горбачева с миром не могла никак. Потому что формально нарушение есть, ущерб госбюджету есть больше 20 млн рублей! Об этом даже центральные СМИ сообщили. Не реагировать нельзя.
Когда маховик уголовного преследования раскручен, его уже не остановишь. Дело будет обязательно доведено до суда. А там оно уже само собой может сойти на нет. Сами знаете, как это бывает. То адвокат заболеет, то свидетель не явится, то судья в отпуск уйдет. Через год вынесут приговор, но его опротестуют. И обвинение, и защита начнут писать кассационные жалобы. В итоге уже не разберешься, кто прав, кто виноват, кто осужден, кто оправдан.
Наверное, у Горбачева как раз такая перспектива. При этом он будет продолжать работать начальником ОКТС.
А какие перспективы у рыбацких компаний, которые покупают суда за границей? Проблему таможенных платежей можно решить принципиально, только изменив законы.
Ставки за таможенное оформление судов: 5% пошлина и 18% НДС. В большинстве случаев эти суммы определяются по цене сделки , указанной в контракте на приобретение. Но такой расчет приемлем в идеальных условиях. То есть когда товар приобретается за границей, потом в максимально короткий срок перевозится на территорию РФ и проходит таможенное оформление. А если процесс доставки товара затягивается? Этого законодатель как раз и не предвидел.
В центральной России таких ситуаций нет. Если брать приморские регионы, то подобные проблемы возникают, в основном, на Камчатке. А кто будет менять законы ради Камчатки? Кому мы нужны?
Тем временем проблемы, которые не урегулированы законом, надо как-то решать. Вот их и решают, кто как умеет. Закончится все тем, что некоторые госчиновники вообще разучатся работать за одну зарплату.
Государство будет уже не потерпевшим, как в деле Горбачева, а соучастником, подстрекателем. А это, между прочим, статья 33 УК РФ.
"Виртуальная таможня" по материалам газеты "Вести" (Петропавловск-Камчатский) 13.04.05