24.04.08

Въезжаем в рынок на «русской тройке»

22 апреля вместе с крупнейшей международной выставкой «ТрансРоссия-2008» в Москве открылась конференция по транспорту и логистике. Первая тема форума: «Транспортный сектор: от модернизации к развитию, от инвестиций – к реализации проектов». Его участники обсудили целый ряд вопросов, начиная с развития и интеграции транспортных систем и заканчивая эффективным использованием транзитного потенциала.

Как известно, чтобы привлечь грузопотоки, требуется хороший сервис и развитая инфраструктура. В России они скоро будут – в транспортную систему вкладываются огромные инвестиции. При этом, как заметил заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, на один рубль государственных средств вкладывается три рубля частного капитала. В новой ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2020 года» на подпрограмму «Железнодорожный транспорт» планируется направить 6,7 трлн рублей, из которых 1,8 трлн рублей составит государственная поддержка.

«Мы на пороге реализации масштабных проектов», – заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. Среди них – «Урал Промышленный – Урал Полярный», соединение Транссиба с Транскорейской магистралью и продление широкой колеи-1520 в Европу. Все это делается с целью интеграции транспортных систем и ускорения движения товаропотоков.

Сегодня наиболее динамично развивающийся сегмент транспортного рынка – контейнерные перевозки. По словам В.Морозова, объем контейнерных перевозок на Российских железных дорогах ежегодно увеличивается на 11%. Свой вклад вносят самые крупные игроки – компании «ТрансКонтейнер» и «Русская тройка». Растет и уровень сервиса. Один из его элементов – ускоренные контейнерные поезда (их доля уже составляет 30%). При этом грузы между Европой и Азией перевозятся кратчайшим сухопутным маршрутом в 1,5–2 быстрее, чем кружным морским путем.

Тем не менее объем контейнерных перевозок хотя и увеличивается с каждым годом, но все же остается очень мал. В чем причина? Президент группы компаний FESCO Евгений Амбросов к самым острым проблемам отнес низкую степень линейного железнодорожного сервиса и слабый уровень интеграции между смежными видами транспорта. Не удивительно поэтому, что Россия занимает 46-е место по контейнеризации грузов и 63-е – по индексу коннективности линейного сервиса. Между тем конкуренция на транспортном рынке разгорается, соседние страны вкладывают миллионы долларов, чтобы пустить транзитные грузопотоки в обход России. И тут, как говорится, кто не успел, тот опоздал…

Надо уметь договариваться. Уметь находить единомышленников и организовывать взаимодействие всех, кто участвует в перевозках, что удается далеко не всегда. Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов заметил: сложно даже договориться о сквозных ставках и единой стоимости перевозки контейнеров. Поэтому, например, в Белоруссии перевозка одного контейнера на 1 км стоит 26 центов, в Китае – $1,2, а в Польше и Германии – $1,38.

Почему такой разброс цен? Потому что каждый думает только о своей выгоде, тогда как надо думать об общей. Сегодня тесное взаимодействие – основа успеха в бизнесе. И здесь нам есть чему поучиться друг у друга. В странах Балтии сегодня успешно развиваются логистические центры. Один из них, кстати, публичный, появился рядом с Ригой на пересечении автомобильных дорог. Как сообщил президент и вице-ректор Института транспорта и связи Латвии Игорь Кабашкин, Евросоюз ставит задачу создать единый транспортный документ для всех видов транспорта, что, несомненно, должно улучшить их взаимодействие. Он высказал надежду, что Россия воспользуется этим опытом, потому что эта мера позволит сократить транспортные пробки на межгосударственных пограничных переходах.

РЖД-Партнер; 24.04.08