05.12.12

Ведомственное обжалование как возможность досудебного разрешения спора

Сложившаяся за последние несколько лет практика показала, что институт ведомственного обжалования - эффективный рычаг, позволяющий участнику ВЭД быстро, минуя продолжительную судебную тяжбу, разрешить спорную ситуацию. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц регламентирован главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации).

Важным моментом является то, что у заинтересованного лица имеется альтернатива по порядку обжалования. Участник ВЭД может обратиться в вышестоящий таможенный орган либо в суд. Кстати, не исключается и возможность последующего обращения лица в судебные органы в случае неудовлетворения его жалобы вышестоящим таможенным органом. Обращение в вышестоящий таможенный орган или к должностному лицу по поводу обжалования решений (действий) таможенных органов, должностных лиц не требует дополнительных затрат и может быть достаточно эффективным и быстрым. В ходе рассмотрения жалоб выявляются причины и условия, способствующие принятию неправомерных решений, что является стимулом для наиболее качественного и эффективного выполнения обязанностей должностными лицами.

Преимуществами внесудебного порядка обжалования являются его простота, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа, что при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться к судебному рассмотрению спора.

Таким образом, в сравнении с судебным разбирательством ведомственное обжалование имеет следующие преимущества:

- госпошлина при подаче жалобы не уплачивается;
- решение по жалобе принимается в течение месяца (в исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом. Если судом выносится решение не в пользу таможенного органа, такое решение таможенным органом обжалуется, в связи с чем судебные разбирательства затягиваются;
- личное участие лица, подавшего жалобу, в процессе рассмотрения жалобы не требуется;
- в подтверждение доводов жалобы не обязательно представлять документы, в то время как при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении доводы.

За 11 месяцев 2012 года Самарской таможней в порядке ведомственного обжалования рассмотрено 4 жалобы юридических и физических лиц на решения, действия (бездействие) должностных лиц, из них 2 жалобы частично удовлетворены.

Пресс-служба Самарской таможни 05.12.12