ВАС не смог решить проблему экспортных пошлин
Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) обсудил возникшую коллизию с уплатой экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом. Экспортеры, пользующиеся этими видами транспорта (прежде всего нефтяные компании), нашли законный способ платить экспортные пошлины заранее по более низким ставкам. Против этого возражают таможенники и профильные министерства. Президиум ВАС не смог выработать позицию по этому вопросу.
ВАС готовит проект постановления своего пленума, касающийся уплаты экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом. Проблема в том, что раз в два месяца правительство меняет экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и другое сырье (как правило, их повышает), а экспортеры спешат заплатить пошлину заранее по более низким ставкам. Таможенный кодекс (ТК) разрешает экспортерам, использующим эти виды транспорта, за полмесяца до начала поставок подать временную таможенную декларацию и заплатить пошлину за предполагаемый объем экспорта. После предоплаты, однако, пошлины часто повышаются, о чем правительство обязано объявлять заранее. Экспортеры, узнав об этом, начинают массово подавать временные декларации, чтобы платить по более низким ставкам.
Таможенники, в свою очередь, убеждены, что экспортеры манипулируют с пошлиной, и требуют от них оплаты по повышенным ставкам. В ТК этот вопрос не урегулирован, и арбитражные суды, куда обращаются экспортеры, выносят противоположные решения, то признавая их право платить меньше, то считая их действия обходом закона.
"За последние несколько лет судебных разбирательств с таможенными органами у нас не было, хотя постоянное изменение ставок экспортных пошлин, действительно, создает проблемы", заявили Ъ в пресс-службе НК ЛУКОЙЛ. В ТНК-ВР и "Сибнефти" не стали комментировать Ъ ситуацию вокруг экспортных пошлин.
Выработать единые правила оказалось непростой задачей даже для ВАС. В проекте постановления пленума, обсуждавшемся вчера на заседании президиума ВАС, предлагались два взаимоисключающих варианта решения, что в практике ВАС случается крайне редко. Один вариант фактически запрещает экспортерам подавать временные декларации, если пошлины должны измениться. Другой, наоборот, признает законной уплату пошлин по старым ставкам.
Против последнего варианта, как и ожидалось, активно выступили представители профильных министерств, участвовавшие в заседании президиума ВАС. Директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина подчеркнула, что экспортеры должны платить тот размер пошлины, который действует в момент фактической поставки товара. По ее словам, правительство устанавливает пошлину в зависимости от мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары и интересы государства должны защищаться.
Представители Федеральной таможенной службы отметили, что временные декларации ставят в неравные условия самих экспортеров нефти. Дело в том, что за экспорт нефти по трубопроводам пошлину нельзя заплатить заранее, и те, кто перевозит сырье по морю или железной дороге, могут оказаться в выигрыше. Это уже привело к тому, что в целях минимизации пошлин нефтяники переориентируют все большие объемы экспортных поставок с трубопроводов на цистерны и танкеры.
Это должно было убедить судей ВАС решить вопрос в пользу таможни. Судьи, однако, не поддержали ни один из вариантов, а высказали мнение, что в этой ситуации надо вносить поправки в ТК, а не перекладывать законодательные проблемы на суд. Председатель ВАС Антон Иванов вопреки обыкновению не стал подводить итоги дискуссии, оставив вопрос открытым.
Коммерсантъ; 24.03.2006