14.06.12

Валюта под надзором

Важнейшая часть экономической безопас-ности страны - соблюдение закона в сфере валютных правоотношений. В особенности, если речь идет о внешнеэкономической дея-тельности, связанной с перемещением това¬ров через границу Таможенного союза, а так¬же с ввозом в Российскую Федерацию и вы¬возом товаров из страны.

Автоматика ведет контроль

Таможенные органы осуществляют валютный контроль сразу в двух на¬правлениях. В области «неторгового оборота» (в отношении валютных опе¬раций, заключающихся в перемеще¬нии валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг и дорож¬ных чеков через таможенную грани¬цу) контроль ведется формами и ме¬тодами таможенного контроля. А в об¬ласти «торгового оборота» (в отно¬шении валютных операций, заключа¬ющихся в осуществлении расчетов и переводов, связанных с перемещени¬ем товаров через таможенную грани¬цу РФ) контроль ведется в несколь¬ко этапов, с применением автомати¬зированной технологии. Она основа¬на на использовании электронных до¬кументов (паспортов сделок, таможен-ных деклараций и ведомостей банков¬ского контроля).

На этапе таможенного деклариро¬вания валютный контроль ограничи¬вается проверкой указанных в тамо¬женной декларации сведений - номе¬ра паспорта сделки и сведений о цене товаров. После выпуска товаров сопо¬ставляется информация об их стоимо¬сти и банковская информации о пла¬тежах за них. Это операция осущест¬вляется с помощью номера паспорта сделки. При выявлении информации о возможном нарушении валютного за¬конодательства проводятся соответ¬ствующие проверочные мероприятия.

Именно такая автоматизированная технология позволила в 2008 году вы¬явить схему незаконного вывода ка¬питала с помощью представляемых в банки подложных таможенных де¬клараций, которая активно применялась в период экономического кризи¬са. Для противодей¬ствия этим процессам еще в декабре 2008 года Банк России и ФТС России организо¬вали систему провер¬ки подлинности та¬моженных деклара¬ций, представляемых клиентами в качестве подтверждающих до¬кументов. Помимо этого ФТС России ор¬ганизовала ежеме¬сячный мониторинг центральных инфор-мационных ресурсов, для выявления поддельных таможен¬ных деклараций.

Для формирования доказательной базы по инициативе ФТС России был подготовлен и с 18 февраля 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные за¬конодательные акты Российской Фе¬дерации в части регулирования обме¬на документами и информацией меж¬ду органами валютного контроля и агентами валютного контроля». За¬кон определил порядок получения от уполномоченных банков таможенны¬ми и налоговыми органами докумен¬тов, подтверждающих выявленные на¬рушения. Это позволило значительно уменьшить случаи уклонения от от-ветственности в связи из-за истечения сроков давности.

А офшоры далеко...

В 2011 году таможенными органами было возбуждено на десять процентов больше дел об административных правонарушениях (по статье 15.25 КоАП России), чем годом ранее. В конце 2011 года объем денежных переводов, на основании таможенных деклараций с признаками подложных, снизился в 18 раз по сравнению с пиковым периодом третьего квартала 2008 года.

Однако полностью пресечь случаи нарушений законодательства пока не удается. Таможенники продолжают вы¬являть все новые способы незаконно¬го вывода участниками ВЭД денежных средств из Российской Федерации. Так, при помещении товаров под таможен¬ную процедуру свободной таможенной зоны в рамках договоров, заключенных с нерезидентами, зарегистрированны¬ми в офшорных зонах, выявлены слу¬чаи декларирования товаров с призна¬ками значительного завышения цен (более чем в 100 раз). Эта информация передана ФТС России в Правительство РФ и Росфинмониторинг.

Программные средства, основанные на обработке электронных документов, и система управления рисками, кото¬рая предусматривает применение углу¬бленных форм контроля только при выявлении рисков несоблюдения законо-дательства, применяются с момента создания в 1994 году автоматизиро¬ванной технологии валютного контро¬ля. Поэтому таможенные подразделе¬ния оказались готовы лучше других к внедрению электронного декларирова¬ния и переходу на безбумажные техно¬логии первичного контроля.

Уже с марта 2011 года ФТС России отказалась от представления декла¬рантами паспортов сделок с сохране¬нием требования о заявлении его но¬мера в таможенной декларации - пока в отношении экспортируемых и вре¬менно вывозимых товаров, не облага¬емых вывозными ставками таможенных пошлин. После изучения такой практи¬ки ФТС России готова распространить ее на все категории товаров и все та¬моженные процедуры. Ориентировоч¬ный срок реализации этих планов -июнь 2012 года. Такая практика приве¬дет к тому, что процедуры валютного контроля не будут влиять на сроки вы¬пуска товаров, так как полностью пере¬носятся на период постконтроля.

В декабре 2011 года в национальное законодательство в области валютно¬го регулирования и валютного контро¬ля, а также в области государственно¬го регулирования внешнеторговых бар¬терных сделок внесены существенные изменения. Они направлены на упро¬щение процедур валютного контроля и обеспечение единообразного регули¬рования валютных и бартерных опера¬ций.

Проверок станет меньше

В июне 2012 года должны вступить в силу новые нормативные акты Банка России, определяющие порядок учета и отчетности по валютным операциям и порядок оформления паспортов сде¬лок в соответствии с новыми законо-дательными требованиями. Это позво¬лит повысить качество процедуры со¬поставления таможенной и банковской информации, а значит, оптимизировать количество и качество проводимых про¬верок соблюдения валютного законода-тельства. Мы уже запланировали на нынешний год адаптацию соответствующих штат¬ных программных средств и разработку новой методики выявления нарушений. В этом же году предусмотрено опреде¬ление Правительством РФ нового по¬рядка учета и контроля внешнеторго¬вых бартерных сделок с распростране¬нием этого вида контроля на сделки, предусматривающие использование де¬нежных или иных платежных средств, в случае обмена неэквивалентными по стоимости товарами, работами, услу¬гами, результатами интеллектуальной деятельности. Важная роль здесь от¬ведена таможенной службе. Речь идет о создании усовершенствованной, ком¬плексной, отвечающей современным требованиям системы контроля всех ви¬дов расчета в области внешнеэкономи¬ческой деятельности, направленной на повышение результативности проверок соблюдения валютного законодатель¬ства при их минимизации.

Действующим валютным законода¬тельством предусмотрено предоставле¬ние ФТС России с 1 января 2013 года Банку России и уполномоченным банкам информации о зарегистрированных де¬кларациях на товары в течение трех ра¬бочих дней со дня выпуска таможенны¬ми органами. Это позволит в перспек¬тиве отказаться от необходимости их представления участниками ВЭД в бан¬ки для осуществления валютных опера¬ций, так как банки будут располагать наиболее достоверной и оперативной таможенной информацией, и практиче¬ски сведет на нет риски использования в обоснование проводимых платежей в пользу нерезидентов недействительных (подложных) таможенных деклараций.

Информационно-аналитическое обозрение «Таможня» №8 апрель 2012