14.10.08

В условиях кризиса склады будут строиться по-новому

В начале октября партнер консалтинговой компании Knight Frank Роман Бурцев заявил, что 20% проектов на рынке складской недвижимости России могут быть перенесены на неопределенное время в связи с финансовым кризисом. Ранее о негативных тенденциях в данной сфере говорили аналитики консалтинговой компании Colliers International. По их данным, в Москве в этом году будет введено в эксплуатацию около 400 тыс. кв. метров складских комплексов класса "А": это менее половины от заявленных ранее площадей.

Строительство складов – один из наиболее капиталоемких видов бизнеса, на котором не мог не сказаться мировой финансовый кризис. Несмотря на негативные явления в экономике, эксперты считают, что отечественный рынок складской недвижимости имеет хорошие перспективы развития.

В условиях нехватки свободных финансовых средств становится необходимо использовать наиболее экономичные решения, с минимальным сроком строительства и окупаемости. Например, более активно вести строительство по типовым проектам.

Таким образом поступает компания "Евразия логистикс", планирующая к 2011 году возвести в России и ближнем зарубежье сеть из 16 складских комплексов класса "А". В этой организации решили воспользоваться опытом "Макдоналдса" и строить одинаковые склады в минимальные сроки: стандартный объект площадью 250 тыс. кв. метров "Евразия" возводят на 50 га земли.

Как правило, в настоящее время для реализации подобных типовых проектов используют быстровозводимые здания из металлоконструкций. При этом с их помощью можно создавать не только типовые, но и "уникальные" объекты.

"Сначала рисуется логистическая сетка для конкретного объекта (ширина пролетов, ширина проездов между стеллажами и т.д.), потом на нее надевается уже каркас здания", - отмечает Юрий Соболев, генеральный директор ООО "Новый импульс", компании-заказчика складского комплекса "Утконос", построенного на основе металлоконструкций Ruukki, европейского поставщика решений из металла для строительства и машиностроения.

"Уникальность таких конструкций - в скорости возведения, отсутствии сезонности работ и высокой степени заводской готовности, - говорит Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki. – Как правило, полная поставка здания осуществляется в течение шести месяцев. Из них: четыре месяца – проектирование и поставка, два месяца – монтаж".

Например, в этом году компания изготовила и осуществляет поставку металлического каркаса для самого большого складского комплекса в Ростовской области. Его площадь – 88.000 кв. метров. Изготовление каркаса началось в марте 2008 года. По состоянию на начало октября заканчивается отгрузка последнего, третьего, складского блока. Как бы ни было, финансовый кризис – это не финал развития рынка складской недвижимости, а всего лишь препятствие на его пути. Как показывает мировой опыт, при необходимости могут быть пройдены любые преграды.

Например, еще в 50-х гг. прошлого века в компании Toyota разработали систему организации производства Just In Time. В этом случае поставки комплектующих осуществляются небольшими партиями, на регулярной основе, вообще без складирования. В большинстве других случаев проблему "хранения" без складов все же не решить. А вот преодолеть последствия финансового кризиса, используя современные строительные решения, вполне по силам.

Строительство и недвижимость; 14.10.08