20.04.18

В сфере транспортной логистики вскоре произойдет блокчейн-революция

На смену бумажному документообороту в отрасли должна прийти единая электронная система

Под влиянием глобализации в XX веке произошло развитие современных торговых путей, по которым сегодня ходят самые большие и быстрые суда. Инфраструктура современной логистики сегодня состоит из огромных портов, техническое оснащение которых составляют роботизированные конструкции. Многие процессы в морских портах сегодня автоматизированы, современные компьютерные базы позволяют эффективно отслеживать всю цепочку транспортировки грузов. Вместе с тем, работа всей этой системы требует заполнения миллионов бумажных документов, но вскоре в отрасли транспортной логистики может наступить новая революция, сообщает ЕНВ со ссылкой на Bloomberg.

Датская A.P. Moeller-Maersk A/S и другие международные транспортные операторы совместно с рядом IT-компаний прорабатывают варианты модернизации мировой транспортно-логистической системы. Их цель – революция в международной торговле и переход на качественно новый этап с периода, который продолжается с 1960-х годов, когда произошел переход на стандартизированные контейнерные перевозки.

Однако, чтобы сделать это возможным, десятки судоходных фирм и тысячи подрядчиков и обслуживающих компаний по всему миру, в том числе, банки, управляющие, страховые и брокерские компании, должны разработать единый протокол, который сможет интегрировать все доступные данные в одну систему на единой платформе. Если им это удастся, то документация, заполнение которой сейчас требует несколько дней, в конечном итоге будет занимать лишь несколько минут, причем, большая ее часть – без необходимости ввода данных. В результате, стоимость транспортировки товаров от континента к континенту может резко снизиться. Это даст новый импульс для поставки производственных или исходных материалов и товаров из-за границы во многие страны мира.

"Это могло бы стать настоящей революцией в данной отрасли со времен начала контейнерных перевозок, - отмечает аналитик Bloomberg Intelligence Рахул Капур. – Самое главное, что это сможет обеспечить прозрачность в отчетности и большую эффективность".

По данным Bloomberg, среди вариантов создания такой единой системы рассматривается технология blockchain. Автономность системы позволит качественно улучшить процесс транспортных грузоперевозок. Как было ранее отмечалось на Всемирном экономическом форуме, прошедшем в начале этого года в Давосе, использование blockchain-технологий может принести дополнительно 1 триллион долларов США в структуру мировой торговли.

В прошлом месяце APL Ltd., принадлежащая третьей по величине грузоконтейнерной компании мира CMA CGM SA, вместе с европейской Anheuser-Busch InBev NV, Accenture Plc и другими грузовыми операторами заявили, что они протестировали совместную платформу на основе технологии блокчейн. В прошлом году южнокорейская компания Hyundai Merchant Marine Co. провела пробные испытания аналогичной системы, разработанной совместно с Samsung SDS Co.

Бумажная волокита в сфере транспортной логистики начинается в тот момент, когда владелец груза занимает пространство на судне. Ему необходимо позаботиться о заполнении разрешительной документации, как на заход, так и на отбытие из порта. Для одной партии могут потребоваться сотни бумаг, которые потом должны быть доставлены в десятки различных агентств, банков, таможенных бюро и других организаций. "Документы, которые обеспечивают контроль транспортно-логистических процессов, создают одну из самых больших нагрузок для всей системы", - отмечают специалисты International Business Machines Corp. – Исследования, которые проводились в отношении всей этой бумажной волокиты, раскрыли масштабы давления, которое оказывает документооборот на свободную торговлю и какие могут быть последствия", - заявили в компании.

Как отмечают эксперты, бумажный документооборот серьезно консервирует отрасль морских перевозок, и именно поэтому по степени цифровизации процессов логистика сильно отстает от других сфер. Этому также способствуют различия в национальном праве государств, регулирующем данную отрасль.

"Не все заинтересованные стороны рассматривают применение технологии blockchain в качестве единственно верного, – рассказали журналистам агентства Bloomberg в пресс-службе APL. – Это может стать серьезной проблемой, если заинтересованные стороны будут торговать через разные платформы или не придут к единому решению". К тому же, принимающие участие в разработке новой системы судоходные компании также должны будут убедить руководство портов и иных организаций впоследствии перейти на эту платформу.

Некоторые компании, например португальская PSA International Pte. и терминалы APM, расположенные в Гааге, заявили о согласии стать участниками новой единой платформы. APL и Accenture сообщили, что планируют презентовать свой продукт к концу этого года. Рахул Капур считает, что уже через два года мы увидим существенную финансовую экономию в отчетах компаний.

"Судоходство должно перестать быть автономным сектором экономики, – считает исполнительный директор Futurenautics Group К. Д. Адамсон. – Нам нужно начать думать о том, как различные транспортно-логистическая компании могут сотрудничать с организациями из других сфер".

Ежедневные Новости Владивостока