В Самаре могут построить мультимодальный центр контейнерных перевозок
Перспективы создания на территории региона новых логистических комплексов обсуждали 21 июня на думских слушаниях «Повышение инвестиционной привлекательности Самарского региона через призму развития транспортно-логистической инфраструктуры», организованных комитетом по бюджету Самарской губернской думы.
Привлечь инвестора
Технология контейнерных перевозок подразумевает использование специальных железнодорожных платформ, на которых перевозятся грузовые автомобили либо прицепы большегрузов. Это позволяет снизить затраты на перевозки и сократить время, необходимое на погрузку и разгрузку. Такая технология широко используется во всем мире, например крупными торговыми сетями.
«65% грузов, перевозимых по Самарской области, потенциально пригодны к контейнерным перевозкам. А сейчас их доля составляет всего 4,5-5%. В среднем оптимизация расходов компании за счет контейнерных перевозок может составить от 12% до 35%», - считает заместитель начальника Куйбышевской железной дороги, депутат Самарской губдумы С.Г. Блохин.
Он рассказал, что уже имеется потенциальный инвестор из Китая, заинтересованный в строительстве центра контейнерных перевозок в нашей губернии, — компания занимается транспортировкой товаров в Европу, а обратно контейнеры возвращаются загруженными лишь на 30%. Поэтому инвестор заинтересован в создании единого центра, который бы аккумулировал продукцию регионов ПФО (зерно, минеральные удобрения и др.), и в котором можно загрузить контейнеры для перевозки их в Китай.
Центр контейнерных перевозок, по мнению экспертов, должен располагаться в непосредственной близости как к железнодорожным путям, так и к крупным автомобильным дорогам и водным артериям, чтобы оптимизировать затраты времени и организационных усилий. Так, например, через аналогичный центр в Москве проходит около тысячи единиц грузового транспорта в сутки. Построены подобные центры в Калуге, Татарстане, завершается строительство в Челябинске.
«Между субъектами РФ сейчас идет серьезная конкуренция за инвесторов и инвестиции, и в этой борьбе очень важно развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Все хотят участвовать в «Шелковом пути», в создании мультимодальных контейнерных терминалов, все хотят быть активными игроками в транспортных коридорах Север-Юг и Запад-Восток. И чтобы не остаться в стороне, Самарской области надо не ограничиваться теми естественными конкурентными примуществами, которые у нас есть, а создавать новые. Пока мы думаем - другие решают», - подчеркнул председатель комитета Самарской губдумы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Г.Р. Хасаев.
Доход от инфраструктуры
В качестве источника финансирования строительства центра контейнерных перевозок рассматривалась возможность выпуска Самарской областью инфраструктурных облигаций. Директор Представительства ПАО «Московская биржа» в Самаре А.А. Лютиков отметил, что биржа готова не только выпустить ценные бумаги, но и найти для проекта инвесторов. Он рассказал, что подобный инструмент используется в России с 2011 года. Механизм прост — на собранные от реализации облигаций средства строятся конкретные объекты инфраструктуры, а держатели ценных бумаг получают доход от их эксплуатации. «В эти проекты охотно вкладывают средства пенсионные фонды и страховые компании, которые заинтересованы в «длинных» вложениях», - пояснил он.
Кстати, уже принято решение по строительству крупного речного зернового логистического терминала в районе Сызрани. Инвестором выступит ПАО «Московская биржа». По мнению экспертов, востребованность такого комплекса может быть достаточно высока. «В прошлом году урожай зерна в Самарской области превысил 2,1 млн тонн, а внутреннее потребление составило всего 1 млн тонн. В соседних областях урожай тоже значительно превысил потребности. Сейчас наблюдается огромный дефицит транспортных мощностей по вывозу зерна вниз по Волге в Иран и Азербайджан — спрос на наше зерно там очень высок», - рассказал А.А. Лютиков. Он отметил, что сейчас технологии позволят перевозить зерно в контейнерах, поэтому целесообразным представляется одновременное строительство рядом с зерновым и контейнерного терминала.
Этот же район вызывает повышенный интерес у железнодорожников. С.Г. Блохин рассказал, что сейчас разрабатывается проект строительства автомобильной дороги на железнодорожном мостовом переходе около Октябрьска. «С точки зрения железнодорожных перевозок участок между Октябрьском и Безенчуком - узкое место, предлагаем построить между ними третий автомобильный мост. Мы приглашаем к сотрудничеству региональные власти, в рамках государственно-частного партнерства. Можно сделать там платную дорогу, совмещенный автомобильный и железнодорожный мост. Тогда совершенно по-другому заживет город Октябрьск, он превратится в крупный логистическо-портовый центр, по-другому заживут Чапаевск, Безенчук, Новокуйбышевск. По нашим предварительным расчетам третье полотно Александровского моста обойдется в 50 млрд рублей», - отметил он.
По результатам слушаний принято решение подготовить предложение в правительство региона по ускорению разработки положения о транспортно-логистическом кластере, а также внести изменения в закон Самарской области «Об инвестициях» и прописать конкретные меры поддержки участников такого кластера.
65% грузов, перевозимых по Самарской области, потенциально пригодны к контейнерным перевозкам. А сейчас их доля составляет всего 4,5-5%.
Г.Р. Хасаев, председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестполитике Самарской губдумы:
- Между субъектами РФ сейчас идет серьезная конкуренция за инвесторов и инвестиции. Чтобы не остаться в стороне, Самарской области надо не ограничиваться теми естествеными конкурентными примуществами, которые у нас есть, а создавать новые, в том числе современную логистическую инфраструктуру.