В Приморском крае заработал «сухой порт»
Транспортно-логистический центр (ТЛЦ), работающий по принципу «сухого порта», принял первый контейнерный поезд.
Транспортно-логистический центр (ТЛЦ), работающий по принципу «сухого порта», принял первый контейнерный поезд.
По мысли авторов проекта, а реализует его группа компаний «Аква-Ресурсы» при поддержке властей Приморья, ТЛЦ поможет снять нагрузку с приморских портов, в первую очередь Владивостока и близлежащих станций.
Примыкающий к станции Угловая комплекс в городе Артёме заработал в начале года. До недавнего времени он только отправлял контейнерные маршруты на запад: Новосибирск, Екатеринбург, Москву. Как правило, грузы поступали сюда из порта Владивосток автотранспортом, после чего шло формирование поездов. Меньше чем за полгода грузооборот центра составил 2,8 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Вместе с тем «сухой порт» готов работать и по обратной схеме – на прошлой неделе сюда прибыли из Москвы 45 вагонов с гружёными контейнерами.
В логистический центр, оцениваемый более чем в 600 млн руб., уже вложено 170 млн руб. На его территории создан склад временного хранения, закуплена перегрузочная техника. Запланировано строительство складского комплекса площадью 15 тыс. кв. м. «Актуальность проекта связана с недавним вступлением России в ВТО, что привело к резкому росту контейнерного грузопотока», – заявили в администрации Приморья. По словам врио губернатора Владимира Миклушевского, по территории региона проходят два международных транспортных коридора, то есть имеются возможности и для организации транзита по Транссибу.
В самом деле на Дальневосточной дороге продолжается рост отправок контейнерных грузов. В мае объём перевозок ОАО «ТрансКонтейнер» по дороге превысил прошлогодний показатель на 16% и составил 39,6 тыс. TEU. А всего за пять месяцев – 186,3 тыс. TEU (рост на 9%). Увеличение получено, в том числе за счёт организации транзита, говорит директор филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной Пётр Силин.
«Увеличился транзитный поток, в частности из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. На западную пограничную станцию Чоп за весь прошлый год мы отправили 11 ускоренных контейнерных поездов. Эту цифру уже перекрыли в январе – апреле 2014-го», – отметил он.
Открываются новые маршруты транзитных перевозок, например, на станцию Нукус в Узбекистане.
Несмотря на появление «сухого порта», действующие морские терминалы продолжают развивать работу с контейнерами. К примеру, Владивостокский морской торговый порт через модернизацию причалов и строительство выставочных путей собирается к 2020 году увеличить отправку контейнерных поездов с нынешних 14 до 26–28 в неделю.
В Дальневосточном ТЦФТО, в свою очередь, отмечают наличие благоприятных факторов для привлечения на Транссиб транзита, причём не только среднеазиатского, но и в Западную Европу.
«Во-первых, в последние годы благодаря усилившейся конкуренции на потребительских рынках существенно повысились требования к срочности доставки грузов, что усиливает привлекательность Транссиба. Во-вторых, рост цен на энергоносители, в том числе судовое топливо, приводит к росту стоимости морского фрахта, что нивелирует основное конкурентное преимущество морского способа доставки – низкую стоимость фрахта по сравнению с тарифами на сухопутную перевозку», – пояснили в ТЦФТО.
В «сухом порту» амбициозные планы: там намерены ежегодно обрабатывать до 75 тыс. вагонов. Прогнозируемый грузооборот комплекса – 27 млн тонн. Кроме контейнеров планируется перевалка других грузов, в частности рыбы.
Эксперты к идее тылового терминала относятся неоднозначно.
«Во всём мире существует тенденция выноса производств за черту города. Наверное, это неправильно, когда из театра оперы и балета во Владивостоке мы наблюдаем за выгрузкой рыбы. В то же время объективных возможностей для выноса порта за пределы города пока нет», – считает директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморья Александр Передня.
Гудок