20.06.07

В Петербурге прошел всероссийский саммит «Складская недвижимость Москвы и Петербурга – 2007»

Мероприятие, организованное компанией AHConferences при участии консалтинговой компании Knight Frank, собрало участников со всей России – представителей российских и международных логистических операторов, девелоперских и инвестиционных компаний, крупных торговых сетей и дистрибьюторов.

По прогнозам экспертов, в нынешнем году продолжится активное развитие складского рынка в Москве, Петербурге и крупных российских регионах. Эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет.

Участники саммита обсудили новые тенденции рынка складской недвижимости. Так, все больше арендаторов складской недвижимости предпочитают использовать высококлассные комплексы, с соответствующей инфраструктурой, удобствами и дополнительными услугами.

В чем сегодня сходятся арендатор и арендодатель, так это в длительности сделки и имидже партнера – оба заинтересованы в долгосрочных контрактах с крупной известной компанией. Многие собственники складов ищут арендатора на большие площади от 5 тыс. кв.м., а некоторые (например, «Евразия Логистик») заключают контракты исключительно на срок от нескольких лет.

В Петербурге стоимость строительства «коробки» логистического комплекса, по оценкам Knight Frank, составляет $650-750 за кв.м. без учета затрат на подведение коммуникаций (еще 25-30% стоимости) и стоимости земли. Кстати, эксперты уверяют, что в столице возведение склада обходится дешевле, чем в городе на Неве или регионах – из-за более скромных затрат на строительство.

Среди насущных проблем складского сегмента аналитики называют несколько. Первая – отсутствие специализированных управляющих компаний, которым можно было бы отдать логистический объект на аутосорсинг. Собственникам и операторам приходятся создавать для управления складом отдельную структуру.

Вторая – вероятность скорого перенасыщения. Она актуальна для городских районов (Петербурга и Москвы) с вводимыми крупными комплексами в сотни тысяч «квадратов». В таких местах специалисты опасаются возникновения транспортных и кадровых проблем.

Например, в районе промзоны Шушары, где строится большая часть заявленных проектов города, аналитики пророчат сплошные «пробки» из-за обилия грузового автотранспорта. Также растет ажиотаж вокруг найма персонала на будущие склады – от обычных грузчиков до профессиональных управленцев.

Среди «минусов» называют и то, что девелоперы, обещая ввести вскоре рекордные площади «сухих» складов (2 млн кв.м. за два года) обделяют вниманием низкотемпературные склады. Девелоперы оправдываются – спрос в этом узком сегменте непредсказуем и специфичен, а возведение «холодильников» обходится в разы дороже.

В целом сегмент складской недвижимости продолжит активно развиваться по всей России. Прогнозируется увеличение количества инвестиционных сделок, как по приобретению готовых объектов, так и по покупке акций российских девелоперских компаний складского сегмента. Стоит заметить, что спикеры и участники саммита так и не отважились озвучить сроки насыщения этого рынка.

БН.ру; 20.06.07