25.08.20

В Орловско-Курском регионе МЖД формируют поезда для ускоренной доставки зерна на экспорт

На прошлой неделе, 20 августа, со станции Курск впервые на Московской дороге отправлен ускоренный поезд «Грузовой экспресс» с зерном в адрес Новороссийского порта. С учётом всех операций вагоны-зерновозы проведут в пути трое суток вместо семи, как раньше. На начальном этапе грузовой экспресс будет курсировать три-четыре раза в неделю с возможностью в разгар уборочной страды выхода на ежедневный режим.

«Первый зерновой экспресс сформирован из 45 вагонов с грузом общим весом 4,3 тыс. тонн, – рассказал «Московскому железнодорожнику» заместитель начальника Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Анатолий Кузнецов. – До станции Новороссийск зерновой экспресс проследовал по «твёрдой нитке» графика, согласованного с клиентом расписания, достиг станции назначения 22 августа точно в срок, за 45 часов в пути».

Оператор этого маршрута и собственник вагонов – торговый дом «РИФ».

Орловско-Курский регион – зерновая житница Центральной России, здесь каждый год отгружается до 90% урожая зерновых, собираемых в границах областей МЖД, а в лучшие урожайные годы – до 13 млн тонн. Экспортные отправки зерна осуществляются через черноморские порты – Новороссийск и Туапсе. Ранее нормативный срок доставки грузового вагона из Курской области в Новороссийск с остановками на сортировочных станциях составлял семь суток.

«Суть нового проекта в том, чтобы собрать на станции Курск вагоны-зерновозы различных грузоотправителей и сформировать из них зерновой экспресс, – поясняет Анатолий Кузнецов. – Поезд идёт как технологический маршрут, по «твёрдой нитке» графика напрямую до Новороссийска, без остановки на сортировках. От станции Курск до Новороссийска получается 45 часов. Плюс ещё сутки по технологии заложены на то, чтобы довезти зерно от станции погрузки Орловско-Курского региона до станции Курск, где происходит накопление вагонов. Преимущество нового проекта – в ускоренной доставке и уменьшении времени оборота вагона. В августе начались интенсивные отгрузки зерна, в это время традиционно вагонов не хватает, поэтому ускорение оборота вагона принципиально важно».

Услуга за формирование поезда и перевозку по расписанию осуществляется за дополнительную плату, вагономесто в зерновом экспрессе стоит около 1,5 тыс. руб. за весь маршрут. Это совсем немного в сравнении с провозным тарифом вагона-зерновоза, который вместе с налогом по маршруту Курск – Новороссийск остался, как и был, 62,5 тыс. руб.

«Внедрению этой практики на МЖД раньше мешало отсутствие заинтересованной стороны, – объяснил Анатолий Кузнецов. – Сами грузоотправители не видели в этом никаких преференций для себя, поскольку рынок устроен так, что собственник вагона-зерновоза называет грузоотправителям цену уже с учётом железнодорожного тарифа, без вычленения составляющих этой цены. Поэтому грузоотправителям не было смысла больше платить, и они не откликались на наше предложение. Тогда мы зашли с другой стороны. Нам сейчас удалось договориться с собственниками подвижного состава – за новую услугу платят именно они. Вот им это выгодно: выигрыш происходит за счёт сокращения оборота вагона, что даёт владельцам зерновозов существенную экономию».

Комплексная услуга предусматривает предоставление вагонов грузоотправителю за оговоренную сумму под конкретную перевозку, от длительности поездки сумма не зависит. Таким образом, именно оператор заинтересован осуществить перевозку и сделать оборот вагона максимально быстро.

Ранее маршруты зернового экспресса по такой же технологии были организованы на Северо-Кавказской и Юго-Восточной дорогах, однако там с учётом меньшего расстояния до портов они значительно короче и проще.

Сейчас на МЖД разработан маршрут зернового экспресса в Новороссийск со станции Орёл, поезда по нему отправятся в скором времени.

Гудок