12.08.10

В нужном месте в нужное время, или все дело в логистике.

Ежедневно мы покупаем продукты в магазине. Огромный ассортимент рыбы, колбас, макарон, йогуртов, молока – продукты теснятся на полках. Мы знаем, где и как они производятся, но не знаем, главного – как они попадают в магазин. Об особенностях доставки и тонкостях профессии логиста мы поговорили с Эдуардом Нарудиновым, директором транспортно-логистической компании «Экипаж».

Офис компании находится на ЧТЗ. Охранник-вахтер у входа внушает доверие. Записывает мою фамилию. Дальше офис директора. Небольшой кабинет, стены которого оклеены географическими картами, напомнило бюро путешествий. Передо мной молодой человек, лет тридцати. Начинаем. Скажите, ваша фирма располагается только в Челябинске?

- Да, только в Челябинске. У нас есть филиал в Екатеринбурге, но он небольшой. Сейчас особый упор на его развитие не делаем. Там есть несколько единиц транспорта, со временем и там можно будет развернуться.

Как вы начинали, как пришли в этот бизнес? Почему именно транспортное предприятие?

- В свое время родственник пригласил меня развозить продукцию. У меня тогда был свой небольшой автомобиль. Начал заниматься развозом, со временем подкопил денег, купил «Газель». Пришел работать в транспортную фирму. К нам обратилась одна из крупных компаний и предложила их обслуживать. Они знали, что мы занимаемся грузоперевозками и давно на рынке, заработали репутацию. Со временем понял, что пора организовывать свою фирму. Набрал людей, зарегистрировал свою фирму, и начали обслуживать клиентов. Сейчас фирме «Экипаж» пять лет. С 2005-го года именно под этим названием, в таком виде, в котором существуем, а так на рынке уже более десяти лет.

У вас только автомобильная доставка?

- Да, пока только автомобильная. У нас большой автопарк – более сотни машин. Когда мы пришли на рынок, было всего пять. В то время нам не нужно было больше машин. Сам формировал маршруты, потом, появились заказы, посадил человека, который мне помогал. Раньше я самостоятельно занимались логистикой, сейчас этим занимается отдельный специалист – логист. У каждой компании должен быть свой логист, который с вечера распределяет маршруты, а с утра машина грузится и развозит товар.

Что такое логистика? Для вас, как для профессионала?

- Логистика – это быстрая и качественная доставка товара до клиента.

Мы формируем маршрут таким образом, чтобы машина за наименьшее количество времени могла проехать наибольшее количество торговых точек.

А вообще, логистикой заниматься трудно? В чем специфика этой профессии?

- Необходимо знать город. Не просто знать адреса по карте, нужно иметь визуальное представление. Определенные трудности вызывают односторонние улицы, трамвайные пути, которые приходится объезжать. Два магазина могут находиться друг против друга, но один автомобиль не сможет попасть в оба магазина, ему приходится совершить определенный маневр, на что затрачивается время. Например, проспект Победы, очень большой, там есть такие участки, которые никак не пересечь. Логисту необходимо учитывать множество таких нюансов. У клиентов возникают проблемы, когда неопытный логист составляет маршруты, он начинает велосипед придумывать, где-то неправильный маршрут составляет, где-то ЧМЗ путает с Северо-Западом.

Путает? (удивляюсь)

- Он не путает, а пытается выполнить работу, но не учитывает некоторых нюансов, т.е. делает ее топорно. Логист должен составить маршрут таким образом, чтобы автомобиль при наименьшем времени затраченном, развез наибольшее количество по торговым точкам.

А собственно, какие услуги вы сейчас оказываете?

- Мы осуществляем доставку продукции по торговым точкам. Клиент заказывает у нас транспорт, и мы развозим продукцию. Так же мы осуществляем аутосорсинг – это полная логистика, клиент принимает заявки и передает их нам, дальше все остальное наши проблемы. Без логистики сейчас никуда.

У вас доставка идет по области или дальше?

- По Челябинской области – основное направление, но мы можем осуществлять доставку и по России. Сейчас делаем упор на крупных клиентов, крупные торговые компании, они не осуществляют доставки по России. Это может быть молокозавод, хлебокомбинат и многие другие. Мы много компаний обслуживаем, и основной упор идет именно на развоз продуктов по торговым точкам. Можем выступать, как региональные партнеры.

Сколько в одну машину входит?

- Полторы тонны (смеется). Это может быть один, два, пятнадцать, двадцать магазинов. В зависимости от грузоподъемности автомобиля, от требований клиента. Самый маленький автомобиль – это так называемый «Шиньен», в них мы возим рыбу, колбасы, хлеб. Здесь уже по факту, необходим такой автомобиль на маленькие объемы продукции или нет. Клиент заказывает – мы такие машины предоставляем.

У вас менеджеры этим занимаются?

- Нет, менеджеры по большому счету с этим не работают. Клиенты приходят к нам через рекламу, где-то через знакомых. И вчера буквально пришел человек. Транспортная компания их обслуживает, но она их не устраивает, им порекомендовали нас. К нам пришел, мы нашли общий язык, сейчас в процессе подписания договора. Договор подпишем – будет еще одна работа у нас.

Я слышала, что вы занимаетесь таким видом услуг, как перевоз фирм, предприятий, торгового оборудования.

- Конечно, можем перевезти любое оборудование. Вот, например, у меня на столе лежит договор на доставку холодильного оборудования по заявке клиента. Мы часто перевозим торговое оборудование, стеллажи до торговых точек. Без проблем. Мы можем предоставить любой транспорт, который необходим. Но все же, продукты – это наша основная специализация. Клиент отдает нам товар и заявки, которые у него были, мы этот товар доставляем.

Расскажите о вашей доставке, что конкретно вы делаете?

- Клиент заказывает у нас транспорт. С вечера мы расписываем маршрут, сообщаем водителям о времени погрузки. Водитель приезжает, получает товар у клиента на складе и развозит его по торговым точкам. Если есть необходимость, получает за товар деньги, которые сдает в кассу клиента. Если нет необходимости, то по документам сдает товар, получает документы с печатями и возвращается на склад клиента, отчитывается за полученный товар, сдает документацию, либо возвратный товар. После всего этого получает на руки отчетные уже для нас документы, привозит их в офис, и мы закрываем ему рейс. Все водители в обязательном порядке у нас материальноответсвенные и все автомобили и водители-экспедиторы имеют санитарные документы.

Вы упаковываете товар?

- Мы осуществляем только перевозку. Конечно, мы можем предоставить грузчиков, которые могут упаковать, но, как правило, мы только перевозим, остальное готовит клиент на складе. Если клиенту необходима качественная доставка, это прописывается в договоре. Если, к примеру, это молочная продукция, она должна быть запаллечена, т.е. товар, упакованный в стрейч-пленку таким образом, чтобы при движении он не качался, паллет должен быть жесткий. Загрузили в машину, проехали 300 километров, а он как стоял, так и стоит. На точке товар приняли паллетом, и водителю меньше работы. Если, конечно, есть необходимость, он его распаллечивает и загружает в машину.

У вас в услугах прописано, что имеется инкассация денежных средств. Вы с банками работаете?

- Нет. Некоторые из наших клиентов товар отдают только за наличный расчет. Соответственно, водитель приезжает с документами, сдает товар и за это получает деньги. Инкассация – это слово емкое, в нашем понимании оно носит именно такой смысл.

У вас есть частные клиенты? К вам может обратиться обычный человек, который хочет диван перевезти?

- Их не много, но они есть, потому что без этого никак нельзя. Переезды те же самые. Мы легко идем на встречу, но здесь могут возникнуть трудности с загруженностью транспорта, машин просто может не быть. Транспорт мы стараемся распределять по клиентам еще с вечера, и после обеда водитель был свободен.

Какой у вас график?

- Мы работаем каждый день, круглосуточно. У нас загрузки есть в десять часов вечера, в три часа ночи, в пять утра. Например, ту же колбасу, если мы везем в Магнитогорск, машину загружаем с вечера, к утру она в магазине. Диспетчер работает круглосуточно. Помимо диспетчеров у нас есть бригадиры, они отвечают за ряд своих объектов. Смысл их обязанностей заключается в том, что они предоставляют транспорт клиенту и контролируют весь путь движения. Он является связующим звеном, клиенту не нужно звонить в разные инстанции, достаточно позвонить бригадиру или диспетчеру и уточнить, где машина. Бывает, что случаются ошибки, не тот товар выгрузили, и нужно срочно вернуть машину, эта проблема быстро решается.

Насколько мне известно, у вас предусмотрена индивидуально-ценовая политика, отсрочки платежей.

- Да, действительно, это индивидуальные расценки. Мы пытаемся вводить везде такую практику, как ставки. Помню, мы начали сотрудничать с хлебозаводом, где у водителей была почасовая оплата, поэтому машины приезжали в четыре часа вечера, в шесть, клиенты получали хлеб поздно, многие магазины полдня сидели без хлеба. Когда я пришел к ним, спросил, сколько денег они в среднем тратят в день на автомобиль, они посчитали, назвали определенную сумму, я предложил сумму чуть ниже, и пари, что машины будут приезжать в два раза быстрее, на что получил первоначально смех. В первый же день из двух машин одна пришла в одиннадцать часов утра, другая в двенадцать. На вопрос – чего приехали, что-то забыли – мои водители сказали, что закончили. Там удивляются, сомневаются – вы, наверное, и половину не развезли! Открывают машину, контейнера все пустые, документы с печатями – товар принят. Мы поняли, что почасовая оплата влечет за собой задержку, водитель стоит в очереди, ему денежка капает. Существуют различные формы контроля, например, счетчики, но я такое не практикую, т.к. если мы договариваемся о ставке, водитель сам заинтересован быстрее выполнить работу и ехать домой. В среднем у нас рабочий день начинается в пять утра и заканчивается в два часа дня.

Получается, что у вас водители сами осуществляют погрузку и разгрузку товара?

- Конечно, они же весь товар отпускают. У нас водитель-экспедиторы в единственном числе. Водитель сам загружает товар потому, как ему необходимо знать, где и какой товар у него находится в автомобиле. Ассортимент товара сейчас очень большой. Возьмите любого поставщика, по 150-250 наименований. Если ему кто-то загрузит машину, то он там ничего не найдет.

У вашей фирмы есть девиз?

- Да, есть (указывает на рекламный буклет) – «В нужном месте! В нужное время!».

Вы, как руководитель, жесткий?

- Я стараюсь быть жестким, но и в тоже время, стараюсь быть мягким. Потому что люди приходят со своими проблемами, стараюсь помогать. Мы всех своих людей поддерживаем. Сейчас, в принципе, готов это делать, но не всегда такое получается.

И, последний вопрос. Я ваш потенциальный клиент, выбираю из нескольких фирм. Почему именно в вашу компанию мне лучше обратиться?

- Во-первых, это опыт. Пять лет, все-таки говорит о чем-то. Опыт, которого нет у других компаний. Во-вторых, немаловажный фактор – это грамотно обученные люди. В двух словах так. И не каждая компания сможет обеспечить грамотную логистику. Я каждое утро сам проверяю маршруты. Мы знаем практически каждый магазин в городе. Я могу прийти в любой из них, и со мной будут здороваться, потому что меня знают в лицо. Если, конечно, продавцы не сменились. Потому что пять лет до этого я сам возил продукцию, общался с людьми. Мы строим работу так, чтобы и логисты грамотно составляли маршрут, и водители быстро его развозили. Все это в купе несет только плюсы для компании.

Когда я собиралась уходить, заметила на столе фигурку хоккеиста. Вы болеете за «Трактор»? Оказалось, что не просто болеет. Этот человек сам играет в хоккей, старается посещать все матчи. Последний раз он принимал участие в товарищеском матче игроков команды с фанатами. Говорит, что надо бы повесить фотографию с того матча в кабинете, но все не доходят руки. Так я встретила еще одного человека, преданного делу, болеющего за любимую команду и делающего то, что у него получается лучше всего.

Chelbusiness.ru; 12.08.10