13.06.07

В контейнерной Одессе негде хранить грузы

Склады в Одессе скоро будут стоить не меньше, чем товар, который в них хранится. Только за последние полгода арендные ставки удвоились, а за выставленные на продажу хранилища владельцы просят по $3–5 млн. Инвесторы обещают в течение ближайших двух лет ввести в эксплуатацию более 300 тыс. кв. м складов.

Среди причин повышенного интереса называются прежде всего нашествие на Одессу торговцев со всей Украины — в течение последнего года свои магазины в городе открыли большинство национальных продуктовых сетей, а также многие продавцы строительных материалов, мебели, одежды и пр. Об этом пишеткиевский еженедельник "Деловая столица"

Риэлторы отмечают, что потенциальные арендаторы чаще всего интересуются объектами нескольких типов. Крупные дистрибьюторские компании, специализирующиеся на продаже стройматериалов, алкогольных напитков, а также фармацевты и поставщики удобрений просят подобрать помещения площадью 2,5–5 тыс. кв. м. Последняя группа заказчиков к тому же выдвигает дополнительные требования по наличию специального оборудования для хранения лекарств или химических веществ. Крупных арендаторов интересуют также наличие удобных подъездных путей, зачастую — железнодорожной ветки, возможность арендовать 80–100 кв. м офисных площадей с телефонными линиями и интернетом. Компании, имеющие менее масштабный бизнес, не столь привередливы. Продавцы мебели, сантехники, бытовой техники и пр. ищут склады до 1 тыс. кв. м с авторампой и возможностью подъезда транспорта и небольшим офисом.

Среди наиболее популярных "складских" районов называют магистрали на выезде из Одессы — Овидиопольское, Киевское шоссе, Николаевская дорога (ул. Промышленная, Химическая, Столбовая) и район Ильичевского порта.

Предложение складских помещений в Одессе пока существенно отстает от спроса. Общая площадь таких объектов не превышает 350 тыс. кв. м. Для города, который находится на пересечении морских и сухопутных транспортных магистралей, эта цифра ничтожно мала и составляет не более 25% потенциальной емкости рынка.

Качество местных складов такое, что порядка 60% комплексов даже не отапливаются, но при этом уровень обеспеченности холодильным оборудованием и таможенно-лицензионными площадками достаточно высок — ими располагают не менее 25% объектов.

Сейчас на одесском рынке складской недвижимости доминирует два типа объектов. Первый включает склады категорий С и D, отличающиеся сравнительно небольшими площадями (от 200 до 500 кв. м) старой постройки с минимальным набором удобств. Главным достоинством таких помещений является сравнительно невысокая цена, от $4/кв. м в месяц. Но при этом арендаторы часто вынуждены самостоятельно делать ремонт, освещение, отопление, телефонные линии, устанавливать стеллажи, организовывать охрану и прочее.

Вторым сегментом рынка логистических услуг являются объекты категорий А и В, но их количество очень мало. Нередко новые комплексы возводятся под одну или несколько компаний и практически не сдаются сторонним арендаторам.

Недостаток предложения на рынке уже спровоцировал стремительный рост цен. Только с начала этого года арендные ставки увеличились почти в два раза. К примеру, если склады классов C и D еще в конце 2006 г. стоили $2,5–3, то сейчас за них просят уже $4–6/кв. м в месяц. Объекты класса В еще дороже — порядка $8/кв. м.

Потенциальные инвесторы уже оценили перспективы одесского рынка складской недвижимости. По прогнозам, до 2009 г. будет введено в эксплуатацию порядка 320 тыс. кв. м. высококачественных площадей. На конец этого года намечен ввод первой очереди логистического комплекса Odessa-Logistic Park общей площадью более 40 тыс. кв. м. Уже сейчас потенциальные арендаторы готовы снять здесь помещения по цене от $10/кв. м в месяц.

Другие объекты пока только планируются. Украинско-российский холдинг "Международное логистическое партнерство" намерен построить в районе Киевской трассы комплекс площадью 100 тыс. кв. м. В ближайшие год-два обещает вывести на рынок свой склад (18 тыс. кв. м) и одесский "Енергобуд-девелопмент". Масштабное хранилище площадью 160 тыс. кв. м в 5 км от города собирается возвести и австрийская девелоперская компания GLD Invest.

Компания "XXI Век" заявила о планах построить на Овидиопольском шоссе логистический центр площадью 50 тыс. кв. м и стоимостью $74 млн. Подробности о его структуре и возможной дате реализации пока не разглашаются. Среди крупных проектов, строительство которых намечено на ближайшее время, выделяется также комплекс "Сухой порт" компании "Евротерминал", объекты компаний Fordon Logistic Company и FIM Group. Разрабатывается проект склада площадью 8 тыс. кв. м компании GIN Consulting Group по Киевской трассе. Ориентировочная дата ввода его в эксплуатацию — конец 2008 г.

Несмотря на ожидаемое появление новых хранилищ, риэлторы не прогнозируют в обозримом будущем снижения уровня ставок. Наоборот, ожидается, что новички выведут рынок на очередной ценовой рекорд, повысив тарифы до $11–14/кв. м в месяц.

InfraNews; 13.06.07