В Казахстане транзиту и логистике придали статус национальной программы
В Казахстане в качестве лекарства от кризиса реализуют целый ряд проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры страны в рамках государственной программы «Нурлы жол» на 2015–2019 гг. (подробности online)
По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «Нурлы жол» – это по сути новая экономическая политика, которая должна быть реализована как ответ на глобальный кризис. При этом значительная часть средств направляется в транспортную отрасль.
Основная задача, которая при этом поставлена – создание эффективной логистической системы. Ее предполагается обустроить за счет масштабной модернизации инфраструктуры в рамках программы «Нурлы жол» на 2015–2019 гг. Как ожидают в правительстве Казахстана, в результате в стране к 2020 году хотят увеличить объемы перевозки транзита вдвое, а грузооборот – в 1,6 раза.
На это нацелены 15 инфраструктурных проектов, основная доля которых связаны с развитием автодорог: в результате осуществления 11 проектов планируется реконструировать и построить 7,1 тыс. км магистралей (для сравнения: протяженность Казахстана с запада на восток – чуть меньше 3 тыс. км). По оценке АО «НК «КазАвтоЖол», до 2020 года планируется освоить выделяются 2,3 трлн тенге, из которых 1 трлн тенге составят займы международных финансовых институтов.
В основном проекты ориентированы на пропуск транзита из Западного Китая в Западную Европу. Самым крупным из них является трансконтинентальный коридор «Западная Европа – Западный Китай» длиной 2 787 км, который начали прокладывать еще в предыдущие годы. Сейчас его сооружение предполагается ускорить, чтобы завершить основные работы в 2016 году.
Инициативы выдвинуты достаточно четкие. Речь идет не об абстрактных направлениях работы, а о конкретных целях и задачах, на выполнение которых выделяются конкретные деньги. Основная идея такая: пока в других странах искали лекарство от последствий глобального кризиса, в Казахстане методично наращивали объемы Национального фонда.
Теперь, как полагают в правительстве республики, настало время обратиться к его резервам для того, чтобы укрепить экономику и придать ей новое ускорение. В частности, Казахстан намерен вложить значительные средства в транспортную отрасль. И не просто в обустройство отдельных участков дорог, а в создание сети национальных транспортных коридоров и логистических центров. В дальнейшем ожидается, что при обслуживании цепочек поставок в Казахстане будет создаваться добавленная стоимость.
Однако, как полагают специалисты, сейчас также не менее важно сформировать не только инфраструктуру, но благоприятный логистический климат, институциональные условия трансконтинентальных перевозок, проходящих через территорию Казахстана. Для этого выдвинута еще одна инициатива: 100 конкретных шагов по реализации намеченных стратегических планов. Применительно к транспортной отрасли речь идет о совершенствовании правовой базы для смешанных (комбинированных, мультимодальных) перевозок и создании координационных комитетов (консорциумов) в рамках транзитных коридоров. Также предполагается обеспечить исполнение обязательств Республики Казахстан по реализации решения Евразийской экономической комиссии по предварительному информированию таможенных органов. Особо отмечено необходимость принятия гибкой тарифной политики в сфере железнодорожных контейнерных перевозок и улучшения эффективности работы морской администрации портов.
Реализация проектов по интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуника-цион¬ные потоки и созданию мультимодального транспортного коридора для осуществления транзита грузов из Азии в Европу призвана также обеспечить мультипликативные эффекты для экономики Казахстана. Во-первых, ожидается среднегодовой эффект в приросте ВВП в размере около 1%. Во-вторых, намечено создать 15 тыс. новых рабочих мест в сфере логистики. И в-третьих, предполагается увеличить транзитные перевозки всеми видами транспорта до 50 млн т в 2030 году против 18 млн т сегодня.