08.02.07

В Хельсинки без остановок

Оптимизация системы пограничного и таможенного досмотра позволит значительно сократить время следования пассажирских составов из Санкт-Петербурга в столицу Финляндии Хельсинки. В скором времени все процедуры, связанные с пересечением границы, будут проходить в поездах во время движения.

В среду в Хельсинки закончилось совещание, посвященное организации пограничного и таможенного контроля. В совещании приняли участие первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, руководитель Пограничной службы ФСБ РФ генерал армии Владимир Проничев, представители «Железных дорог Финляндии» (VR Group Ltd) и таможенных служб двух стран.

Вадим Морозов сообщил, что ввод скоростного движения на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки позволит сократить время в пути до 3,5 часа (в настоящее время 5,5 часа). Работы по организации скоростного движения ведутся сразу в нескольких направлениях. Модернизируется существующая железнодорожная инфраструктура, идет подбор скоростного подвижного состава. Но одним из условий реализации проекта является организация возможности проведения пограничных и таможенных процедур непосредственно в движущемся поезде.

В ОАО «РЖД» принято решение в 2007 – 2008 годах привести железнодорожную инфраструктуру в состояние, обеспечивающее движение поездов на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки со скоростью до 160 км/ч. В будущем электропоезда смогут двигаться со скоростью свыше 200 км/ч. На первом этапе реализации проекта предусматривается курсирование существующих поездов «Сибелиус» и «Репин» с использованием электровозов двойного питания ЭП10. Это позволит избежать потери времени на смену локомотива на станции Выборг.

Как подчеркнул Вадим Морозов, ОАО «РЖД» инвестирует в развитие скоростного движения между двумя странами миллиарды рублей, финская сторона – миллионы евро. «Поэтому мы вправе рассчитывать, что эти большие финансовые вложения будут сделаны не напрасно. Мы не хотим повторения ситуации, похожей на ту, что складывается в воздушном сообщении, где ко времени полета прибавляется время прохождения таможенных и пограничных процедур. Наш пассажир должен иметь возможность пройти все необходимые формальности прямо в поезде, экономя свое время. И мы должны воспользоваться этим преимуществом», – подчеркнул первый вице-президент ОАО «РЖД».

Оптимальным для ОАО «РЖД» является вариант осуществления пограничного и таможенного контроля непосредственно в пути следования поезда от станции Выборг до приграничной станции Бусловская и обратно. Сейчас проведение операций, связанных с пересечением границы, занимает 51 минуту.

Специалистами ОАО «РЖД» подготовлены и направлены в Минтранс предложения, которые позволят распространить зону осуществления контроля пассажиров на состав поезда, находящегося в движении. Сейчас уже ведется согласование этих предложений с Правительством России. Кроме того, по согласованию с пограничными и таможенными службами России ОАО «РЖД» выполнены работы, направленные на создание условий для выполнения контролирующими органами своих функций в полном объеме. В частности, выделены помещения для размещения таможенной, пограничной служб, установлены автоматизированные рабочие места, подключенные к системе «Экспресс-3». Разработка технологии осуществления государственного контроля во время движения поездов будет завершена к 1 апреля 2007 года. А с 1 июня появится возможность осуществлять пассажирское железнодорожное сообщение между Россией и Финляндией уже по новому графику. Проект постановления Правительства РФ об установлении пункта пропуска на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга, станциях Выборг и Бусловская уже направлен в Минтранс.

Напомним, что 23 ноября 2006 года в Хельсинки президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и председатель совета директоров VR Group Ltd Хенри Куйтунен подписали договор о создании акционерного общества Oy Karelian Trains Ltd. Совместное предприятие станет собственником скоростных электропоездов, курсирующих между странами.

«Гудок» 08.02.2007