В Госдуму внесены предложения по корректировке топливного демпфера
На рассмотрение в Госдуму внесены поправки по налогообложению нефтяной отрасли, в том числе, касающиеся корректировки выплат по топливному демпфера. Об этом заявил статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов.
"Они (поправки) уже в Думе. Вчера их внесли в Думу. Комитет завтра", - цитирует замминистра ТАСС.
Корректировка демпфера предусматривает сокращение выплат на 50%. Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 сентября. Демпферный механизм компенсирует часть разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством. И, наоборот, нефтяники платят в бюджет, если экспортные цены ниже индикативных цен, но такое случалось только в 2020 году, когда нефтяные котировки в мире упали до минимальных значений.
В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Это в среднем почти в два раза меньше, чем выплаты в прошлом году, но дефицит бюджета превысил уже 3 трлн рублей, поэтому правительство хочет сократить эти расходы.
По мнению большинства экспертов, корректировка демпфера приведет к росту оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо.
Как ранее замечал "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, если корректировка произойдет, как планируется, осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось, - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти, в том числе и в рознице. Чудес здесь быть не может.
Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, выплаты по демпферу по итогам первой половины 2023 года и без того снизились на 58% (до 542,6 млрд рублей, по сравнению с прошлым годом). Дальнейшее сокращение субсидий наряду с повышением акцизов неизбежно ударит по маржинальности нефтепереработки, на которую уже повлиял рост транспортных издержек, связанный с разворотом экспорта в Азию и Ближний Восток.
Но поскольку цены на АЗС контролируются государством, которое старается не допустить из роста выше инфляции, то в конечном итоге пострадают заправки. Рентабельности их работы снизится до нуля или уйдет в отрицательную зону, как уже было в 2021 году.
С конца декабря прошлого года бензин на заправках подорожал на 3,1%, чуть выше инфляции - 2,97%. На бирже рост более серьезный, котировки АИ-92 с января выросли почти на 70%, а АИ-95 - на 63%.
Кроме того, в направленных Госдуму поправках предусмотрено увеличение акцизов на бензин и дизтопливо в пределах инфляции в следующие два года, а также перенос льгот по выработанным месторождениям.