05.04.13

В Госдуме искали «белые пятна» в работе таможни

Подошёл срок выполнения 15 пунктов из 40, заложенных в дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования», законодательное обеспечение которой накануне стало темой парламентских слушаний в Госдуме. По словам руководителя рабочей группы агентства стратегических инициатив по проекту таможенной дорожной карты, вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло, по отчетам ФТС, выполнены только 6 пунктов, пять – в процессе выполнения, а три – откровенно провалены.

Председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв, открывая слушания, сказал, что Президент дал чёткое указание: сократить простои внешнеторговых товаров на территории страны в 7 раз, а на деле пока 30-40% времени в пути от места отправления до места назначения грузы простаивают на границе.

«И наша задача вместе разобраться, почему это происходит. Где «белые пятна» в работе таможни, где подводит состояние транспортной инфраструктуры. Как необходимо изменить или обновить законодательство, чтобы сделать нашу страну привлекательной для международного транзита», - сказал депутат.

По мнению экспертного сообщества, говорится в публикации «Российской газеты» о слушаниях, Россия теряет около полумиллиарда долларов в год, прилагая все усилия для того, чтобы международный транзитный поток обходил её стороной… Это происходит не смотря на то, что на таможенной границе у нас досматривается всего 2% транзитных грузов. Издание справедливости ради отмечает: в упущенном транзите не одна таможня виновата.

Замминистра транспорта Виктор Олерский в ходе совещания по проблемным вопросам оформления грузов в портах, состоявшемся в Санкт-Петербурге в конце февраля, сообщал, в морском порту контейнер стоит в среднем 6,5 суток. Из них на таможенное оформление и контроль уходит 1,1 дня. Остальное время занимают прочие виды контроля, разгрузка, ожидание смежного вида транспорта. Всё это имеет отношение к 11-му пункту дорожной карты – «Оптимизация морских пунктов пропуска».

Евгений Москвичёв по этому поводу поделился соображением сделать на 5 суток бесплатным хранение контейнера в порту. «Вот увидите, - сказал он, - порт тут же постарается выпихнуть груз со своей территории и все операции пойдут как по маслу».

В ходе слушаний говорили и о серьёзных, конкретных недостатках в законодательном обеспечении дорожной карты. Минтранс и Госдума притормаживают в разработке и принятии законопроекта и закона о транзите, хотя необходимость его признаётся уже лет 8.

Руководитель экспертного совета по вопросам таможенного регулирования Комитета РСПП по интеграции, торгово-промышленной политике и ВТО Марина Лякишева выразила обеспокоенность степенью исполнения пункта 38 дорожной карты, за выполнение которого ответственныМинюст и федеральные органы исполнительной власти с участием общественных организаций.

«Бизнес воспринял появление дорожной карты с надеждой на перемены к лучшему, - сообщила она, - В частности, РСПП подготовил и направил в Минюст свои предложения по изменению трактовки таможенных правонарушений. Речь идет о внесении изменений в ст. 16 Кодекса об административных правонарушениях, которая за мелкие нарушения, совершённые без умысла, предусматривает очень жёсткое наказание. Срок реализации пункта 38 - январь 2013 года - давно прошёл. Но в Минюсте посчитали, что ст. 16 и так хороша, то есть проигнорировали выполнение дорожной карты».

Мнение Федеральной таможенной службы на слушаниях никому узнать не удалось, потому что представители ведомства на слушания о законодательном обеспечении дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» в парламент не пришли. Им, вероятно, некогда, у них проблемы с реализацией большинства пунктов карты, которые уже должны быть исполнены.

ПРОВЭД