В ЕАЭС заработали новые методы борьбы с торговыми препятствиями
Одной из ключевых составляющих эффективного развития и расширения Евразийского экономического союза является беспрепятственное функционирование внутреннего рынка. Работу над устранением различных барьеров и ограничений ЕЭК ведет непрерывно. Этим занимается, в частности, Департамент функционирования внутреннего рынка. О его основных задачах, достижениях и планах в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал помощник министра ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Давид Есаян.
– Расскажите, пожалуйста, в чем заключается суть деятельности Департамента функционирования внутренних рынков ЕАЭС и чего удалось достичь за пять лет работы?
– Департамент функционирования внутренних рынков в структуре Евразийской экономической комиссии был создан одним из последних, и буквально в прошлом месяце исполнилось пять лет, как вступило в силу решение о его формировании. С одной стороны, это долгий срок, но с другой – за это время произошло становление, преодоление трудностей и преград, гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС. Департамент и сама Комиссия как живой организм развивались и постоянно двигались вперед. За этот период времени был принят ряд важных документов и решений, которые позволили создать основу для работы с препятствиями на внутреннем рынке Союза и поддерживать его стабильное функционирование. А это – обеспечение четырех базовых свобод внутреннего рынка ЕАЭС, то есть беспрепятственное перемещение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. В целом внутренний рынок – это еще один этап в углублении интеграционных процессов на евразийском пространстве в рамках Союза.
Одна из основных задач Департамента – обеспечение эффективной работы внутренних рынков без препятствий, выработка механизмов выявления барьеров, изъятий и ограничений, мониторинг их устранения, а также упреждение новых. Для решения этой задачи Департамент наладил тесное взаимодействие с государственными органами и бизнесом государств-членов и установил взаимоотношения с международными и региональными организациями, интеграционными объединениями.
Был разработан и принят программный документ со сводом существующих сегодня в ЕАЭС препятствий – так называемая «Белая книга», в которой определены препятствия на внутреннем рынке Союза, их природа, и проведена классификация. На основе этого документа был сформирован реестр препятствий, выведены перечни наиболее важных изъятий и ограничений в «дорожные карты», по которым в настоящее время ведется работа Департамента совместно со странами Союза.
– Какие основные вопросы решает Департамент?
– Как уже было сказано, основная работа Департамента – это обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров, изъятий и ограничений. Для обеспечения этой задачи Департамент ведет работу по таким трекам, как устранение барьеров через механизм уведомления стран о необходимости выполнения взятых ими на себя обязательств в рамках нашего общего рынка (к барьерам мы относим препятствия, которые прямо противоречат Договору о ЕАЭС); устранение ограничений путем совершенствования права Союза, в том числе через разработку и принятие отдельных международных соглашений; устранение изъятий, что требует как изменений в праве Союза, так и корректировки национального законодательства.
Отмечу, что работа по последним двум трекам требует более комплексного подхода, поскольку в устранении этих видов препятствий необходимо задействовать более сложные и разнообразные инструменты, в том числе «Дорожные карты» по их устранению.
В основе данной работы лежит принцип открытости. Для этого был создан специальный ресурс – информационный портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза». Данный ресурс позволяет предпринимателям сообщать напрямую в Комиссию информацию о препятствиях, знакомиться с ключевыми документами, уведомлениями стран по выявленным барьерам, быть в курсе новостной ленты и выявленных на внутреннем рынке Союза проблем посредством открытого доступа к реестру препятствий.
– Сколько барьеров, ограничений и изъятий было устранено в прошлом году?
– В прошлом году на внутреннем рынке Евразийского экономического союза устранено 12 барьеров и 3 препятствия с признаками барьеров, в текущем – еще 2 барьера. Для сравнения: это почти треть от всего количества с 2016 г. Более того, проведена большая работа по изъятиям и ограничениям. Так, благодаря внесенным в акты Союза изменениям удалось снять изъятие, которое создавало неравное налогообложение товаров Союза при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территориях Калининградской и Магаданской свободных экономических зон России по сравнению с иностранными товарами. Здесь речь идет об одинаковых условиях взимания НДС в таких СЭЗ с предоставлением отсрочки по его уплате для товаров Союза.
Кроме того, устранены два изъятия в сфере предоставления промышленных субсидий, так как в 2020 г. истек срок их применения, закрепленный в Договоре. Речь идет о мерах в отношении инвестиционных соглашений по промышленной сборке в Республике Беларусь и в Республике Казахстан.
Из «Дорожной карты» по устранению изъятий и ограничений на 2018-2019 гг. через механизм отдельных международных договоров удалось устранить такое ограничение, как отсутствие единых требований при перемещении в Союзе семян сельскохозяйственных растений. Это ограничение было устранено со вступлением в 2019 г. в силу Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Союза; также был принят ряд документов в его развитие.
Совсем скоро, со вступлением в силу Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС на внутренним рынке, будет снято еще одно ограничение. Соглашение позволит взаимно признавать пробирные клейма стран Союза на рынке ювелирных изделий.
В самое ближайшее время ожидаем устранение ограничения, которое связано с отсутствием свободного перемещения в рамках Союза племенных животных. Соответствующее соглашение принято на «пятерку», и скоро оно вступит в силу.
Кроме того, нам совместно со странами удалось устранить одно из наиболее системных ограничений. Речь идет об обеспечении в Союзе возможности транзита товаров, когда в отношении продукции из третьих стран одной из стран Союза применяется запрет на ввоз на свою территорию для защиты национальных интересов.
В прошлом году была утверждена «дорожная карта» по развитию единой системы таможенного транзита в Евразийском экономическом союзе на основе системы отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб. В настоящее время ведется работа над отдельным соглашением по применению навигационных пломб.
Хотелось бы подчеркнуть, что в своей работе мы стремимся к созданию максимально равных условий для бизнеса наших стран.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются предприниматели при ведении своего бизнеса на евразийском пространстве? Какие мероприятия планируется включить в «Дорожную карту» по устранению препятствий на период 2021-2022 гг.?
– С момента запуска информационного портала barriers.eaeunion.org в Комиссию поступило более 200 обращений от представителей евразийского бизнеса. Наибольшую озабоченность у заявителей вызывали вопросы в сфере санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, технического и таможенного регулирования. Количество квалифицированных в этих сферах барьеров составляет практически половину от общего числа. В большой степени отмечается также наличие проблем в области нетарифного регулирования и налоговой политики, государственных закупок.
Что касается «Дорожной карты» на 2021-2022 гг., то для реализации предполагалось одобрить на уровне премьер-министров стран Союза сам перечень из 12 препятствий, которые будут устраняться в течение двухлетнего периода. Вторым этапом запланировано утвердить на уровне вице-премьеров непосредственно сами мероприятия, которые позволили бы снять эти препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС. Сейчас работа по обоим этапам проводится параллельно.
– В методологию разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения были внесены изменения. В чем они заключаются, и как это отразится на бизнесе?
– По инициативе казахстанской стороны, председательствующей в этом году в ЕАЭС, была проведена большая работа, соответствующие изменения в Методологию вступили в силу в марте. Новый документ предусматривает пошаговую квалификацию препятствий во взаимной торговле на внутреннем рынке Союза, позволяя системно и открыто вести работу как по упрощению деятельности бизнес-сообщества на пространстве ЕАЭС, так и по защите интересов граждан стран Союза. В частности, документ четко регламентирует срок рассмотрения обращений, в рамках которого зафиксирован каждый этап квалификации проблемного вопроса с максимальным сокращением сроков по всем действиям. Мы договорились со странами о 70 рабочих днях, в течение которых Комиссия квалифицирует проблемный вопрос как препятствие. Также в документе регламентировано обязательное проведение консультаций перед подготовкой заключения.
Для бизнеса регламентация обязательного проведения консультаций перед подготовкой заключения позволяет свети к минимуму возражения сторон при рассмотрении вопроса на Коллегии ЕЭК и максимально увеличивает шансы положительных итогов голосования членов Коллегии.
Отмечу, что изменения назрели для скоординированного и оперативного взаимодействия государственных органов государств-членов с Комиссией. В качестве дополнительного позитивного эффекта можно отметить, что теперь проводимая Комиссией работа по квалификации препятствий будет более понятной для всех заинтересованных лиц и оперативной с точки зрения принятия решений.
Кстати, для сравнения, недавно в своем интервью министр торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыт Султанов отметил, что «на площадке Евразийского союза сроки рассмотрения жалоб, поступающих от бизнеса, о наличии препятствия в торговле составляют три месяца, а во Всемирной торговой организации такая тяжба могла затянуться на пару-тройку лет». Не мне оценивать слова министра, но считаю, что отмечено очень точно и, конечно же, это накладывает на нас дополнительную ответственность.
– Какие вопросы будут рассмотрены в ближайшее время?
– В ближайшее время на площадке ЕАЭС планируется обсудить вопросы по обеспечению равноправных условий для представленности продукции в объектах розничной торговли в государствах – членах Союза, а также в сфере налоговой политики, технического регулирования, госзакупок и государственной регистрации.
В соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. мы планируем разработку документа, который позволит обеспечить взаимодействие стран Союза и Комиссии при введении и отмене страной ограничений во взаимной торговле товарами в случаях, например, если речь идет о национальной безопасности страны, охране жизни и здоровья человека, окружающей среды и так далее. Кроме того, согласован подход по работе с изъятиями. Этот документ предусматривает формирование перечня действующих в Союзе изъятий. В частности, будут устранены чувствительные для стран изъятия в среднесрочном периоде.
Для достижения поставленных главами государств-членов целей по безбарьерному функционированию внутреннего рынка на повестке дня нашей работы стоит разработка системного документа, который позволит на основе выявления первопричин возникновения препятствий выработать перспективные инструменты не только по устранению существующих препятствий, но и по недопущению возникновения новых, а также подготовить предложения по наднациональным системным мерам и механизмам по снятию проблемных вопросов внутреннего рынка Союза. В целях формирования положительного образа нашей евразийской интеграции также планируется усилить информационную работу в ЕАЭС.
Значимость деятельности по устранению препятствий на внутреннем рынке будет не ослабевать, а, наоборот, усиливаться, особенно принимая во внимание тот факт, что это является одним из важнейших приоритетов для всех глав государств и правительств Союза.