18.02.25

​В честной борьбе американская нефть не вытеснит российскую с рынка Индии

Индия планирует увеличить поставки американской нефти и газа с 15 млрд долл. в год до 25 млрд долл. Об этом сообщил первый замглавы индийского МИД Викрам Мисри на брифинге по итогам переговоров индийского премьер-министра Нарендры Моди и президента США Дональда Трампа.

Основной поставщик нефти в Индию сейчас Россия. Индийский нефтяной рынок самый быстрорастущий в мире, занять как можно большую долю на нем - несомненный успех для любой страны-экспортера. Здесь же речь идет почти о двухкратном увеличении поставок из США. Учитывая сложную логистику доставки нефти из России в Индию и санкционное давление на наш экспорт, логично предположить, что под ударом окажется российское сырье. Опасность такого сценария действительно есть. Но если разобрать нюансы работы индийского топливного рынка и нефтепереработки, то сильно повлиять на объемы нашего экспорта в Индию только рост поставок из США едва ли сможет. Другое дело, что к этому может добавиться фактор увеличения санкционного давления, то есть "грязной" конкуренции. И тогда для нас риски возрастут.

Для начала стоит сказать, почему Индии придется наращивать экспорт американских энергоносителей. Дело в отрицательном торговом балансе США в отношениях с Индией. Проще говоря, США закупают индийских товаров на значительно большую сумму, чем поставляют своих на индийский рынок. В 2024 году разница составила 52,9 и 29,6 млрд долл., соответственно. Именно против стран, которые имеют с США такой торговый баланс, Трамп вводит повышенные таможенные пошлины. Для Индии три главных торговых партнера - ЕС, США, Китай. Поэтому Дели идет на сделку, обещает увеличить экспорт американских товаров, в том числе нефти и сжиженного природного газа (СПГ).

США и Россия поставляют в Индию разные сорта нефти, не заменяющие друг друга

Для российского экспорта в этой истории серьезный плюс, что в Индию в основном поставляется сорт Urals - сернистая нефть средней плотности, которая раньше шла в Европу, а США экспортирует легкую, малосернистую нефть. Любые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) заточены под работу с нефтью с какими-то определенными качественными характеристиками.

Как поясняет доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, каждый НПЗ рассчитан на свой тип сырья и не может быстро переориентироваться на другое. Сырье можно получать от одного поставщика или смешивать разные сорта нефти, получая необходимы для работы НПЗ продукт. Просто заменить нашу нефть Urals на американскую не получится. Поэтому скорее нефть из США может потеснить легкую нефть из стран Ближнего Востока или наш сорт сахалинской нефти Sokol, но он поставляется в Индию не регулярно и в очень небольших объемах.

По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, многие российские поставщики нефти работают с индийскими покупателями по долгосрочным контрактам, поэтому Россия существенно не ухудшит свои позиции на индийском рынке. А США смогут наращивать свою долю рынка в сегменте легкой нефти, скорее потеснив нефть из Саудовской Аравии и других ближневосточных стран ОПЕК, чем российскую Urals.

Кроме того, у США просто нет свободных объемов нефти для экспорта, чтобы серьезно потеснить нас на индийском рынке, считает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман. Доля США в индийском импорте нефти составляет менее 5%, в то время как РФ является крупнейшим поставщиком. В первую очередь США будут конкурировать с нефтью из Персидского залива. По оценкам эксперта, речь может идти о росте поставок в Индию американской нефти в пределах пары сотен тысяч баррелей в сутки (б/с).

Андрианов также замечает, что индийский нефтяной рынок - самый динамично растущий в мире, по сути он - главный драйвер увеличения потребления "черного золота" в глобальном масштабе. Прогнозируется, что спрос на нефть в стране вырастет с 4,05 млн б/с в 2022 году до 7,2 млн баррелей в сутки в 2030 году. Поэтому увеличение американских поставок возможно и без сокращения объемов других экспортеров.

Но все вышесказанное касается только честной конкуренции на рынке и не учитывает возможности увеличения санкционного давления на наш нефтяной экспорт. По мнению Мильчаковой, в гораздо большей степени на сокращение поставок российской нефти в Индию влияют санкции против российского танкерного флота.

Как замечает Кауфман, индийские чиновники периодически заявляют, что страна готова принимать российскую нефть только с неподсанкционных танкеров.

С точки зрения Андрианова, Индия имеет более тесные взаимоотношения с США, чем Китай, и в отличие от последнего более склонна к формальному соблюдению санкционного режима. В отличие от КНР, она не закупает иранскую и венесуэльскую нефть. Поэтому ужесточение санкционного режима (по типу иранского) могло бы привести к сокращению поставок российской нефти. С другой стороны, опыт показывает, что любые санкции можно преодолеть. Так, после введения очередного пакета санкций в конце прошлого года возник дефицит танкеров, не затронутых новыми ограничениями, но индийские нефтяные компании смогли найти альтернативные пути для обеспечения бесперебойных поставок.

Андрианов уточняет, что в дальнейшем гипотетическое падение объемов поставок российской нефти в Индию будет также определяться дефицитом судов, возможным из-за новых санкции. По оценкам индийской стороны, на начало 2025 года не хватало 18-20 танкеров с их погрузкой в марте, что эквивалентно 20 млн баррелей. В итоге под угрозой оказалось примерно 14% индийского импорта. Но проблема с нехваткой танкеров постепенно решается. И конечно, дополнительным стимулом для решения этого вопроса служит ценовая привлекательность российских поставок. С этой точки зрения пресловутый дисконт является одновременно и "злом" для России (поскольку может привести к уменьшению нефтегазовых доходов), и нашим конкурентным преимуществом.

Российская газета