10.03.10

Упростить таможенные формальности - перейти на систему электронного декларирования.

Как сообщалось накануне, Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала законопроект "О таможенном регулировании", который с 1 июля должен заменить Таможенный кодекс. Месяц назад президент Дмитрий Медведев поручил правительству упростить таможенное оформление и сократить отсылочные нормы.

Одно из ключевых упрощений — переход на систему электронного декларирования. "Информационные технологии, которыми сейчас насыщается ФТС, с одной стороны, упростят работу с участниками внешнеторговой деятельности, а с другой — лишат таможенников некоторых соблазнов, — объяснял ранее высокопоставленный сотрудник ФТС. — При удаленном доступе контакта между таможенником и пересекающим границу нет, что снижает коррупционную составляющую".

В законопроекте введено новое понятие — "экономический оператор". Это лицо, которое ведет активную торговую деятельность, является крупным налогоплательщиком и готово внести 1 миллион евро в обеспечение уплаты таможенных платежей. Компания должна иметь склады для хранения товаров, которые бы удовлетворяли требованиям таможенников. Идея ввести такую группу должна упростить для компаний процедуры таможенного администрирования, но при этом организаций, которые бы соответствовали требованиям ФТС, не так много, отмечает Вильгельмина Шавшина из DLA Piper.

"Этот законопроект максимально приближен к кодексу Таможенного союза, в котором много сырых норм. В наше законодательство они тоже попали", — резюмирует Елена Белозерова из Goltsblat BLP.

Между тем, в конце ноября прошлого года Генпрокуратура заставила ФТС переделать план проверок участников деятельности. Генеральная прокуратура РФ выявила в проекте нарушения и вернула его в ФТС РФ, сообщила пресс-служба Генпрокуратуры РФ. Мониторинг включенных ФТС РФ в проект сводного плана проверок, предполагаемых в 2010 году, показал, что 90% мероприятий не соответствуют требованиям закона, а их проведение может повлечь серьезные нарушения прав участников внешнеэкономической деятельности. Выяснилось, что в план проверок неправомерно включены организации, деятельность которых неоднократно проверялась в течение трех последних лет. Кроме того, необоснованно запланировано проведение проверок исполнения предпринимателем одних и тех же обязательных требований несколькими таможенными управлениями и таможнями. Некоторых участников внешнеэкономической деятельности незаконно планировалось проверить несколько раз в течение одного года. Кроме того, предполагаемые сроки проведения проверочных мероприятий более чем в два раза превышали установленный законом предельный срок. В целях недопущения нарушений прав предпринимателей Генпрокуратура вернула ФТС России проект сводного плана проведения проверок для доработки и устранения выявленных нарушений действующего законодательства.

Право.ру; 10.03.10