«Уполномоченные пожаловаться» или как правильно жаловаться на таможню
Деятельность таможенных органов Урала отличается высокой степенью соблюдения законности. Об этом говорит тот факт, что за 10 месяцев 2012 года более, чем в два раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилось количество исков в судебные инстанции против действий должностных лиц таможенных органов Уральского таможенного управления. Больше стали обращаться в таможенные органы при досудебном урегулировании споров, сообщает Пресс-служба УТУ. «Но нас это только радует, - отметила заместитель начальника Уральского таможенного управления, начальник правовой службы Галина Александровна Бойкина. – Это говорит о повышении уровня авторитета таможенных органов и возросшем доверии к нам».
Действительно, когда между таможенными органами и гражданами, организациями возникают конфликтные ситуации, законом предписано обращаться в вышестоящие таможенные органы, либо в суды и арбитражные суды.
Однако в последнее время все большее число заинтересованных лиц выбирает в качестве арбитра вышестоящий таможенный орган по отношению к тому, который является стороной конфликта. Кроме более короткого срока рассмотрения жалоб этот способ решения проблемы более выгоден и экономически – не надо платить госпошлины, к тому же не придется нести и немалые судебные расходы.
Но следует иметь в виду, что при подаче жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц также существуют определенные требования к форме, способу подачи и оформлению жалобы. Одной же из главных проблем при обращении с жалобой в ведомственном порядке является отсутствие документально подтвержденных полномочий представителя заявителя, точнее, гражданина, подписавшего жалобу от имени юридического или другого физического лица.
Как свидетельствует практика, наиболее частыми поводами к обжалованию действий таможенного органа у граждан и участников ВЭД являются принятые им решения о таможенной стоимости товаров и классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, решения о выставлении требований об уплате таможенных платежей и так далее.
Вопросы обжалования в области таможенного дела урегулированы главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В данном случае, напомним только о требованиях к форме и содержанию жалобы, чтобы она была гарантирована принята на рассмотрение. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем истца, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается. То есть, не могут быть приняты к рассмотрению жалобы, поступившие по факсу, электронной почте, в виде отсканированного документа с подписью заинтересованного лица и в виде обычного письменного документа с оттиском факсимиле подписи.
Что служит для подтверждения полномочий лица при обжаловании? Если это организация, то доверенность от имени юридического лица. Действовать без доверенности имеют право только непосредственно руководители фирм и предприятий. Но даже в этом случае полномочия указанных лиц должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Например, приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года; копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе, в качестве иных документов: учредительный договор, выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче и сроком давности не более года.
Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях.
Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Полномочия адвоката удостоверяются адвокатским ордером. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего. Допустимо нотариальное удостоверение доверенности от имени организации.
Что касается доверенности от имени физического лица (гражданина) или от имени индивидуального предпринимателя, то она может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Законом определены требования и к самой доверенности. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица такие действия, как подача и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. При этом доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, и лучше, если данное положение будет дословно (в точности так, как оно сформулировано в статье 39 Федерального закона № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации») вписано в доверенность.
В завершении отметим – таможенные органы информационно открыты и доступны для всех заинтересованных лиц, желающих получить информацию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. За интересующей Вас информацией в области таможенного дела можно обратиться в таможни или региональное таможенное управление, в Екатеринбурге - это Уральское таможенное управление (ул. Шейнкмана, д. 31), Екатеринбургская таможня (ул. Гоголя, д. 27), Кольцовская таможня (пер. Вечерний, д.4).
VCH.RU