01.08.08

Украинские тормоза для «Викинга»

25 июля в Киеве состоялось совещание представителей «Укрзализныци» и АО «Литовские железные дороги». В очередной раз стороны обговаривали проблемы и перспективы курсирования поезда комбинированного транспорта «Викинг».

Речь идет о действующем с февраля 2003 г. железнодорожном проекте комбинированных перевозок «Викинг», который соединяет украинский порт Ильичевск с литовским портом Клайпеда. Помимо территории Украины и Литвы, этот путь пролегает через Белоруссию (Клайпеда - Вильнюс - Минск - Киев - Ильичевск и обратно).

По словам заместителя гендиректора «Литовских железных дорог» Стасиса Гудвалиса, объемы перевозимых этим составом контейнеров растут с каждым годом. Так в 2007 г. на этом поезде перевезено 40,1 тыс. TEU, что почти на 60% больше, чем в 2006 г. По данным УЗ за 6 месяцев 2008 г., объемы перевозок контейнеров «Викингом» составили 2899 TEU, что на 503 TEU или на 21% больше, чем за тот же период пришлого года. Увеличение грузопотока привело к изменению графика маршрута: если ранее «Викинг» курсировал трижды в неделю, то сейчас - дважды в сутки.

Следует отметить, что первоначально наблюдалась диспропорция грузопотока: основная часть грузов вывозилась из Украины на Балтику. Сегодня она сохранилась, но… наоборот. По информации «Укрзализныци», в сообщении Ильичевск - Клайпеда в этом году оправлено 69 поездов, (что на 1 поезд больше, чем в прошлом году), а в обратном направлении оправлено 140 поездов (на 24 поезда больше, чем в 2007 г.).

Подобная тенденция закономерна: вступление в ЕС дало литовской стороне новый финансовый толчок. Понимая возрастающую роль в мировой экономике азиатских стран, скандинавские страны инициировали проект транспортного коридора EAST-WEST (Северная Европа (Швеция) - Литва – Белоруссия – Украина - Турция), который частично финансируется за счет фондов Евросоюза. В этой связи, как отметил С. Гудвалис, «используя средства ЕС, модернизируется литовская железнодорожная инфраструктура: с целью повышения пропускной способности, скорости грузовых поездов до 120 км/ч, повышения безопасности. Обновляется подвижной состав для грузовых перевозок - магистральные и маневровые локомотивы, вагоны».

Но если в литовско-шведских отношения происходят конкретные подвижки, украинско-литовские «тормозит» Украина.

В неформальных беседах литовцы отмечают, что у «Викинга» на сегодня нет конкурентных преимуществ по транзитным тарифам. Еще одна проблема - Украина всерьез «больна» бюрократией на таможнях. К примеру, на границах ЕС проверка поезда длится только 30 минут, в то время как при пересечении границы с Украиной оформление груза может занять до полутора часов.

УЗ, по словам начальника Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Виктора Кушнирчука, неоднократно обращалась к ГТСУ по вопросу сокращения времени таможенного досмотра и освобождения портовых площадей от контейнеров с товарами, которые находятся под таможенным контролем. Но, как отметил В. Кушнирчук, кроме законодательных нормативов, которые понемногу адаптируются к европейским стандартам, есть ряд вопросов «экономического характера», в части технического оснащения таможенных пунктов. На реализацию программы обустройства пограничных переходов в 2007 г. использовано более 41 млн. грн. собственных средств УЗ и запланировано использовать еще 63 млн. грн. в 2008 г. Но, необходима поддержка государства, а ее нет. «К сожалению, решая значительную часть государственных проблем, мы не всегда получаем достаточную поддержку со стороны своих государств», - отметил В. Кушнирчук.

Эти же проблемы стали объектом критики на трехсторонних переговорах по проекту «Викинг» представителей Украины, Литвы и Беларуси, которые состоялись 4 марта 2008 г. в Ильичевске. Мнение сторон было единым: необходимо принять меры по устранению барьеров, мешающих полноценной эксплуатации поезда. Украину, в частности, обязали разработать упрощенный порядок оформления и досмотра контейнерных грузов, в т.ч. в портах Одесса и Ильичевск, что позволило бы увеличить оборачиваемость фитинговых платформ и сократило бы время нахождения контейнеров в порту.

2008 г. вообще можно назвать переломным в отношении «Викинга» - стороны начали активные действия по продвижению проекта. Логичным продолжением мартовских переговоров стало подписание министрами транспорта трех стран 12 мая в Вильнюсе «Соглашения о развитии перевозок грузов в направлении Балтийское море - Черное море». «Литва, Беларусь и Украина договорились использовать средства, которые помогли бы сократить время транзитных перевозок и перевозок через территории своих стран, установить конкурентные тарифы транзитных перевозок, упростить и унифицировать документы и процедуры, связанные с транзитными грузоперевозками через территории своих стран», - сообщалось в СМИ о цели подписания документа.

Стоит отметить, что проект изначально задумывался Украиной, Белоруссией и Литвой в рамках организации грузоперевозок по транспортному коридору TRACECA. Надежды на присоединение Турции к черноморско-балтийскому проекту сулят автоматическое подключение к нему стран, пользующихся турецким транзитом через порты (Иран, Ирак, Туркменистан, Азербайджан), что даст допольнительную жизнеспособность «Викингу».

Эти вопросы обсуждались 26 июня в Одессе на уровне руководителей профильных министерств Литовской Республики, Турции и Украины. Но дальше переговоров дело не пошло, что и подтвердил, подводя итоги полугодия работы отрасли, министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский: «проведены дополнительные переговоры с участием Литвы и турецкой компании по поводу создания совместного консорциума «Черное море», который будет продолжать перевозки из Ильичевска дальше».

Турок по-прежнему беспокоит украинская таможня. С одной стороны, есть кровная заинтересованность производителей в экспорте своей продукции в северную часть Европы, да и литовцы обещают, что простой на их таможне займет не более 20 минут. С другой стороны, украинская сторона обещает решить проблему, но… не в ближайшее время.

С целью подтолкнуть Украину к решительным действиям, 10 июля 2008 г. в Минске обсуждались планы по реализации майского «Соглашения…». Было решено создать некоммерческую организацию - Координационный совет, определить его местоположение и согласовать Устав. В ноябре по этому вопросу запланировано еще одно совещание по этим же вопросам, которое пройдет в Украине.

Для поддержания интересов клиентов и дальнейшего развития перспективного проекта «Викинг» мало политических шагов - нужны практические решения. Как считает гендиректор ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины «Укрвнештранс» Евгений Новиков, первоочередные меры - ликвидация дефицита специализированного подвижного состава, обеспечение скорости прохождения маршрута около 1 тыс. км в сутки, жесткое соблюдение графика движения поездов и, конечно же, ускорение выполнения таможенных процедур. Как раз это (переход от политической «теории» к экономической «практике») и является камнем преткновения для украинского правительства.

Транспортный бизнес; 01.08.08