01.04.11

Украина. Реалии и актуальные проблемы рынка логистики

Каковы сегодняшние реалии рынка логистики, с какими проблемами стыкаются его участники, а также о перспективах ближайших лет, рассказывает в интервью UBR.UA вице-президент Украинской логистической ассоциации Валентин Маевский.

UBR: Почему с одной стороны, когда сейчас правительство декларирует активный рост экономики, в частности, промпроизводства, больше, чем на 11% в феврале, участники логистического рынка напротив говорят, что активности никакой? Логистика - первый показатель, если есть рост экономики?

В.М.: Некоторые сегменты этого рынка растут, малотоннажные перевозки растут, несколько улучшилось положение с котельными перевозками, по сравнению с 2009 годом они выросли. Но есть и много проблем, которые сопровождают процесс логистических операций.

UBR: В сюжете мы видели, что около больших городов крупные логистические центры сейчас пусты. Это говорит об отсутствии экономической и торговой активности?

В.М.: Происходят более глубокие экономические расчеты. На левом берегу 33% площадей свободные, на правом берегу - 15%. Лучшая инфраструктура, больше потребителей и оттуда удобнее возить товар по Киеву.

UBR: По результатам исследования Всемирного банка, цитирую: "По индексу логистической эффективности Украина заняла 102 место среди 155 стран". Эти исследования были озвучены в 2010 году по итогам 2009 года. Сейчас, если бы Всемирный банк давал оценку, мы бы оказались на более высоком или низком месте?

В.М.: Нет оснований говорить, что мы поднимемся в этом рейтинге, к сожалению, тенденции, наблюдаемые в наших Черноморских портах, скорее откинут нас еще на несколько позиций вниз в этом рейтинге.

UBR: В чем проблема? Почему так происходит?

В.М.: Несколько морских перевозчиков задекларировали, что не желают сюда возить контейнеры, а лучше будут работать с портом Констанца. Там будет перевалочный пункт, а сюда уже будут доставку делать другие перевозчики, меньшим тоннажем. Вторая проблема - несколько компаний не прошли таможенные процедуры, что привело к тому, что несколько тысяч контейнеров на полтора месяца задержали. Они застряли в портах.

UBR: Порты - это очень большие деньги.

В.М.: Большие деньги, но если поставить шлагбаум, жить можно, надо чтобы просто тебя никто не объехал.

UBR: Если вернуться к Украине в общем рейтинге, там говорится о том, что с той же Польшей, если говорить о таможенном законодательстве, мы в принципе не можем конкурировать.

В.М.: Есть такой момент, как растаможивание грузов, мы не можем оставить груз, ввезенный в Украину, нерастаможенным на складах. Хотя многие компании хотели бы ввозить товар или для производства, или для перепродажи и только через некоторое время растаможить его и пустить дальше. В Польше это возможно. В Польше, под границей много логистических комплексов, где такой груз стоит и по потребности уже перевозится далее.

UBR: Как эти перипетии влияют на конечного потребителя?

В.М.: Стоимость. Если в контейнере едет 200 тысячах товара, то одно дело перевести его на 35 тысяч гривен из Китая в Киев, другое - за 48 тысяч.

UBR: Теперь перевозят за 48 тыс.?

В.М.: Есть и такие расценки. 48 тыс. чтобы безболезненно пройти все таможни.

UBR: Есть шанс, что будет за 35 тыс.?

В.М.: Нет, логистика сейчас дорожает, к сожалению. Где-то на 6% до конца года без учета стоимости топлива, которое также является составляющей логистических издержек.

Украинский Бизнес Ресурс